Золотые ворота вместе с Успенским и Дмитриевским соборами являются главными достопримечательностями Владимира.
Золотые ворота появились во Владимире при князе Андрее Боголюбском. Это парадный въезд в Новый город — ту часть Владимира, где жила знать. В то время Владимир состоял из трех частей, отделенных друг от друга крепостными стенами.
Западная часть называлась Новым городом, восточная — Ветшаным городом и центральная — Печерним или Мономаховым городом. Последнюю еще называют Владимирским Кремлем. Кремль был центром общегородской и церковной жизни. В Ветшаном же городе, как считается, жила беднота.
Все три части Владимира, как и полагается, со всех сторон окружали земляной вал, ров и крепостная стена с пятью воротами: Золотыми, Серебряными, Медными, Ириниными и Волжскими. До наших дней дошли только Золотые ворота.
Самих створов ворот мы сегодня не увидим: они не сохранились. Согласно письменным источникам они были покрыты листами золоченой меди и ярко блестели на солнце. Сегодня входная арка пуста. Если, конечно, не считать туристов.
За воротами в старые времена был мост через ров, заполненный водой. Ров как и вал окружал Владимир снаружи по всему периметру. В свое время за ненадобностью ров, как и большую часть вала, ликвидировали.
Сегодня можно взобраться на остатки земляного вала и, включив воображение, представить себя русским воином.
Над воротами построена надвратная церковь — обычное явление для русских крепостей. Вера в Бога в то время сопровождала людей буквально повсюду.
Самой древней частью Золотых ворот является проездная арка. Все остальное дошло до нас в измененном виде.
Первый серьезный ущерб Золотым воротам нанесли татаро-монголы, когда в 1238 году они ворвались в город. Считается, что именно они сорвали ворота с петель и содрали с них позолоту. Так это или нет сегодня сказать трудно. Однако после боевых действий воротам потребовался ремонт — это уж точно.
Ремонтировались Золотые ворота и позже: сначала в 15 веке, потом в 17 веке, а затем еще и в 18, и в 19 веках. В 18 веке примыкающие к ним валы были срыты. От них остался только Козлов вал высотой 6 метров, а первоначально — 9 метров. Козловым вал назвали совсем не из-за козлов, а по фамилии владельца местного сада.
В конце 18 века, чтобы укрепить ворота, к ним были пристроены круглые башни. А в 1810 году старую надвратную церковь заменили новой. В таком виде Золотые ворота дошли до наших дней.
В 1990-е годы над аркой установили иконы: с восточной стороны с ликом Божьей Матери, с западной — с ликом Христа. Все так как было в дореволюционные времена.
По легенде в 1767 году в арке Золотых ворот застряла карета Екатерины II. Возможно именно это и поспособствовало срытию вала. В настоящее время проезда через арку нет. Ворота можно спокойно объехать и слева, и справа, хотя есть и такие, кому важно проехать именно через арку. Но это уже другая история…