Зимний дворец, Дворцовая площадь и Эрмитаж

Наш сегодняшний день завершают Зимний дворец, Дворцовая площадь и Эрмитаж. Первую же половину дня мы посвятили прогулке по Васильевскому острову. Зимний дворец и Эрмитаж являются, пожалуй, самыми известными достопримечательностями Санкт-Петербурга. Ясно, что без них знакомство с городом трудно назвать полным и исчерпывающим.

До революции Зимний дворец как резиденция российского монарха был центром притяжения нашего государства. Именно здесь вершилась его судьба и строились планы на будущее. На сегодняшний день Зимний преобразован в государственный музей с богатейшей коллекцией культурного наследия не только России, но и всего мира.

Зимний дворец

Надо сказать, современное здание Зимнего дворца — пятое по счету. Первая царская резиденция появилась еще при Петре Великом. Она располагается недалеко от Петропавловской крепости на Петровской набережной. Каким-то чудом эта постройка сохранилась до наших дней. Правда ее трудно назвать дворцом. Она скорее напоминает добротный деревенский дом. На сегодняшний день домик Петра обнесен забором. По всей видимости, там идут ремонтные работы

Позже Петр I выстроил для себя другой, более респектабельный дворец уже на противоположном берегу Невы. Вступившая на престол позже Анна Иоанновна любила роскошь и посчитала петровский дворец слишком маленьким для себя. Она возвела новую царскую резиденцию.

А дальше, уже императрица Елизавета решила построить дворец еще «круче» предыдущего. Для нее строится временный дворец, а вместе с ним в 1754 году начинается возведение ныне существующего здания. Однако сама Елизавета до окончания строительства не дожила.  После ее смерти всеми работами руководила уже Екатерина II. Строительство Зимнего дворца завершилось в 1762 году.

В Зимнем дворце Екатерина II прожила много лет. Сюда она привезла свои первые картины, с которых началось формирование коллекции Эрмитажа. Надо сказать, сначала картин было немного. Они занимали только несколько помещений дворца. По мере того, как коллекция разрасталась, для нее строились новые здания.

На сегодняшний день в Эрмитаж, кроме Зимнего дворца, входит целый комплекс зданий.

Только на Дворцовой набережной ему принадлежат Малый Эрмитаж, Большой(Старый) Эрмитаж, Эрмитажный театр, построенные еще Екатериной II, и Новый Эрмитаж, возведенный  уже Николаем I.

Но, конечно же, среди всех зданий Эрмитажа особо выделяется Зимний дворец. Именно здесь, начиная с Екатерины Великой, и жили все российские цари. Правда последний Николай II все больше уединялся со своей семьей в Царском селе.

Кстати, Зимний дворец за свою долгую историю неоднократно менял свой цвет. Он был и желтым, и кирпичным, и других цветов, только после Великой Отечественной войны он стал наконец-то изумрудным.

Здание дворца четырехугольное, а внутри него вот такой уютный дворик с фонтаном.

Появление Зимнего дворца, конечно же,  сразу потребовало и оформления территории вокруг него. Поэтому одновременно с возведением царской резиденции оформляется и Дворцовая площадь.

Дворцовая площадь

Кстати сказать, первоначально на месте дворцовой площади располагалось поле для стрельбы из пушек Адмиралтейской крепости. Но крепость быстро  утратила свое первоначальное значение и к тому времени использовалась для хозяйственных нужд. В связи с этим поле для стрельб постепенно заросло травой и превратилось в Адмиралтейский луг.

Современный вид Дворцовой площади сформировался в первой половине 19 века. С одной стороны ее ограничивает Зимний дворец, с другой — здание Главного штаба. По центру здание штаба украшает Триумфальная арка. Она возводилась как символ победы русской армии над Наполеоном.

Такой вот интересный вид на Триумфальную арку со стороны Невского проспекта.

Александровская колонная в центре площади также, как и арка, символизирует победу России над Францией. Она появилась здесь в 1834 году. Кстати сказать, Александровская колонная является самым высоким монументом в мире, выполненным из цельного гранита.

Зимний дворец и Эрмитаж

Я уже писала выше, что Эрмитаж включает в себя несколько зданий. Конечно же, весь его невозможно осмотреть за один день. Мне кажется, что на это может уйти не один год. В условиях коронавируса посетителям Эрмитажа предлагаются только два маршрута по залам музея. Каждый из них рассчитан примерно на два часа. Мы выбрали маршрут с западноевропейской живописью. Кстати сказать, маршрут выдерживается очень строго. Шаг в сторону и контролеры тут же вежливо ставят посетителей на место. Так и пришлось идти цепью, соблюдая между собой приличную дистанцию.

Краткая история Эрмитажа

Датой основания Эрмитажа считается 1864 год, когда Екатерина II приобрела первые свои картины у берлинского купца Гоцковского. Вообще первоначально свою коллекцию Гоцковский намеревался продать прусскому королю. Но Фридрих II оказался не в состоянии купить картины и предприимчивый купец предложил коллекцию в счет своего долга русской императрице. Так картины Гоцковского оказались в Санкт-Петербурге.

На тот момент коллекция состояла всего из 225 полотен. Сегодня же Эрмитаж обладает 3 миллионами экспонатов. Впечатляющая цифра! Конечно же, в статье мы сможем пробежаться только по некоторым из них. Начнем свою экскурсию с парадного входа в Зимний дворец — с Иорданской лестницы.

Иорданская лестница

Иорданская лестница строилась еще при императрице Елизавете в 1758-1761 годах. Первоначально она называлась парадной. Более позднее название «Иорданская» лестница получила в связи с празднованием Богоявления. Дело в том, что недалеко от дворца на Неве в этот день зимой прорубали иордань или прорубь в честь крещения Христа в реке Иордань. Во время пожара 1837 года Иорданская лестница сильно пострадала, но по приказу Николая I была восстановлена в своем прежнем виде.

Часы «Павлин»

Часы  «Павлин», пожалуй, являются одним из лучших экспонатов Эрмитажа. Эта диковинка изготовлена английскими мастерами  в 1770-е годы. Что удивительно, часы до сих пор находятся в рабочем состоянии. В этом можно убедиться каждую среду ровно в восемь вечера. В этот день золотая конструкция за стеклом приходит в движение и издает звуки. При желании на то же самое можно полюбоваться на экране телевизора рядом с павлином.

Зал Леонардо да Винчи

Надо сказать, в зале Леонардо да Винчи демонстрируются всего лишь две картины знаменитого художника. Это «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Обе картины датируются концом 15 века. Кстати, своими названиями полотна обязаны своим прежним владельцам Бенуа и Литту.

Официально считается, что кисти Леонардо да Винчи в мире принадлежат всего 15 картин. Радует, что две из них находятся в Эрмитаже.

Главная лестница Нового Эрмитажа

Новый Эрмитаж строился Николаем I в 1842-1851 годы специально для публичного музея. Вход в него осуществлялся через Главную лестницу, минуя Зимний дворец. В настоящее время этот вход закрыт, но на саму лестницу можно свободно полюбоваться. Особенно привлекают внимание ее аллеи с двух сторон с гранитными колоннами и греческими скульптурами.

Большой итальянский Просвет

Большой итальянский Просвет — один из трех залов Эрмитажа, имеющих «верхнее освещение». Это и определило его название «Просвет». В зале демонстрируется итальянская живопись 17-18 веков, а также изделия из камня 19 века, сделанные руками русских мастеров.

Лоджии Рафаэля

Большое впечатление в Эрмитаже на меня произвели лоджии Рафаэля. Конечно, они расписаны не самим великим художником, а сделаны по его рисункам. Создавались они еще в конце 18 века при Екатерине II по аналогии с галлереей Папы Римского в Ватикане.

Рыцарский зал

Рыцарский зал — один из самых привлекательных залов Эрмитажа. Кто может остаться равнодушным при виде этих средневековых рыцарей на конях и в доспехах? Надо сказать, смотрится все очень правдоподобно.  Так и кажется, что рыцари и кони оживут и бросятся вскачь. Примерно так, как это было в известном фильме «Старики-разбойники».

Петровский малый тронный зал

Петровский малый тронный зал создавался в 1833 году уже после смерти Петра Великого. Он посвящен памяти преобразователя России. Сам трон, конечно же, тоже не принадлежал Петру I. Он датируется концом 18 века.

Гербовый зал

Гербовый зал тоже оформлялся в начале 19 века и предназначался для торжественных приемов. Здесь, можно сказать, в каждом уголке присутствует символика российской государственности. Тут повсюду знамена и гербы российских губерний. Если внимательно присмотреться, щитки с гербами можно увидеть даже на люстрах.

Военная галерея

Военная галерея 1812 года  появилась в Эрмитаже в 1826 году в память о победе над Наполеоном. Стены украшают портреты героев боевых сражений, а также союзников — монархов России, Австрии и Пруссии.

Георгиевский большой тронный зал

Георгиевский большой тронный зал — один из парадных залов Зимнего дворца. Создавался он тоже в начале 19 века. Его главной диковинкой является трон императрицы Анны Иоанновны. Он сделан в Лондоне в 1732 году.

Санкт-Петербург. Эрмитаж. Императорский трон в Георгиевском зале

«Глупость опирается на смертность»

Прогулка по Эрмитажу и знакомство с его шедеврами неожиданным образом прервалось вот такой композицией. Она как-то сразу бросилась в глаза и привела меня в замешательство. Называется это творение «Глупость опирается на смертность». Его автор — бельгиец Ян Фабр. Понятно, что смерть — это скелет, а вот благородную птицу почему-то обидели. По-моему скромному мнению, на символ глупости лебедь совсем не похож.

Зал Юпитера

Конечно, как залу Юпитера обойтись без самого Юпитера? Статуя Юпитера занимает центральное место зала и датируется аж I веком н.э. Считается, что эта статуя является одной из самых больших из сохранившихся античных скульптур мира. Юпитер найден при раскопках на вилле римского императора Домициана.

Двадцатиколонный зал

Двадцатиколонный зал Эрмитажа создавался в начале 19 века. По оформлению он напоминает древний греческий храм. Здесь представлена уникальная коллекция ваз. Они изготовлены еще до нашей эры на территории Италии.

Зал Большой вазы

Как следует из названия зала, главным его экспонатом является большая Колыванская ваза. Ваза изготовлена в 1843 году из яшмы русскими мастерами. Вес вазы составляет ни много ни мало 19 тонн.

Египетская мумия жреца

Для разнообразия окунемся в мир древнего Египта, который в Эрмитаже представлен довольно широко. Один из самых известных экспонатов в залах, посвященных Египту, — это мумия жреца. Она ориентировочно датируется 10 -11 веком до н.э.

Думаю, мумию «знает в лицо» каждый посетитель Эрмитажа. Мне так этот экспонат запомнился еще с глубокого детства. Надо сказать, с тех пор мумия совсем не изменилась. Помню, когда мы были маленькие, залы со всякими древностями были для нас самыми любимыми. Во взрослом возрасте все больше интересуют предметы изящного искусства.

Пожалуй, на мумии мы и закончим нашу экскурсию по этому замечательному музею. Хотя и очень жаль расставаться со всей этой красотой. Конечно, в статье рассказывается только о самой малой части огромнейшей коллекции Эрмитажа. Думаю, что мы еще не раз вернемся в этот музей. А пока пора отправляться домой, а точнее в гостиницу, и отдыхать. Не скрою, что день прошел очень насыщенно, а главное опять порадовала отличная погода. Пока на нас не выпало ни одной капельки дождя! Ура!

Поделиться ссылкой:

One Comment Добавьте свой

Добавить комментарий