Ярославский Спасо-Преображенский монастырь ведет свою историю с 1216 года. К этому времени городу Ярославлю исполнилось уже 106 лет. Уже более века на Стрелке стояла крепость — Ярославский кремль или Рубленый город, а вокруг нее в посаде жили люди.
В 1216 году на окраине города на берегу Волги был заложен Спасо-Преображенский собор. Вокруг него позднее и образовался Ярославский Спасо-Преображенский монастырь.
Монастырь был хорошо укреплен и почти ничем не уступал Ярославскому Кремлю на Стрелке. Его, также как и Кремль, окружали мощные деревянные стены и башни. Однако, если Кремль так и оставался деревянным все годы своего существования, то монастырь с 1516 года начал перестраиваться уже в камне. К Смутному времени Ярославский Спасо-Преображенский монастырь стал серьезно укрепленной каменной крепостью.
Смута в России началась в 1598 году. В тот год умер последний из династии Рюриковичей царь Федор. В стране началась борьба за царский трон между боярскими родами. Она проходила на фоне трудного положения в экономике из-за неурожая, опричнины и Ливонской войны.
Хаос во власти привел к появлению в стране самозванцев, а также к польско-литовской интервенции. Польский король тоже решил претендовать на российскую корону, что у части бояр нашло горячую поддержку. В результате такой поддержки польские войска вступили в Москву. Не будем слишком подробно углубляться в разборки тех лет, а вернемся к нашему монастырю.
Во время польско-литовской интервенции многие русские города были разрушены, сожжены и разграблены. Не миновала сия участь и Ярославль. К 1610 году ярославские земли представляли собой печальное зрелище. В лучшем положении был монастырь. Его неприятель взять не смог.
Откуда пришло народное ополчение
В 1611 году в Нижнем Новгороде сформировалось народное ополчение во главе с Козьмой Мининым и Дмитрием Пожарским. Его целью было освободить Москву от поляков с литовцами. К апрелю 1612 года ополчение добралось до Ярославля, где простояло до конца июля 1612 года.
За время «стояния» в Ярославле народное ополчение увеличилось в несколько раз. Штаб ополченцев находился в Срасо-Преображенском монастыре.
Через несколько месяцев народная армия двинулась на Москву. В октябре 1612 года столица была полностью освобождена от интервентов.
Через несколько месяцев в Москве состоялись выборы русского царя. На них одержал победу Михаил Романов, который в это время вместе с матерью находился в Костроме. Весной 1613 года Михаил Романов направился в Москву, чтобы занять российский трон. По дороге в столицу он остановился в Ярославле в Спасо-Преображенском монастыре. В нем он прожил около месяца, а потом двинулся дальше.
В июле 1613 года в Московском кремле состоялось торжественное венчание Михаила Романова на царство. С этого времени началась трехсотлетняя история правления Романовых в России.
Что же видели Козьма Минин, Дмитрий Пожарский и Михаил Романов, пребывая в Спасо-Преображенском монастыре?
Спасо-Преображенский монастырь глазами царя и ополченцев
Со времен Козьмы Минина, Дмитрия Пожарского и Михаила Романова в монастыре сохранились несколько построек. Это Спасо-Преображенский собор, Святые ворота, трапезная с настоятельскими покоями и звонница. Все они были немыми свидетелями тех важных для России исторических событий.
Спасо-Преображенский собор
Первый Спасо-Преображенский собор построили в 1224 году. Однако тот храм не сохранился: сгорел в 1501 году в пожаре. Новый Спасо-Преображенский собор возвели в 1516 году. В 1564 году храм расписали. Этот собор и эти росписи дошли до наших дней. Их и увидели прибывшие в Ярославль ополченцы и Михаил Романов.
Рядом со Спасо-Преображенским собором в 2009 году появился памятник «Молитва князя Пожарского». Мозаичное панно на ней повторяет сюжет картины Василия Нестеренко с таким же названием. На панно изображен князь Пожарский во время молитвы к Богу о помощи в освобождении родной земли от захватчиков.
К белокаменному Спасо-Преображенскому собору вплотную примыкает церковь Ярославских чудотворцев Федора, Давида и Константина в желто-белых тонах.
Церковь Федора, Давида и Константина
Церковь Федора, Давида и Константина построили в 1831 году через двести после смутных времен. До нее на этом месте стоял Входоиерусалимский храм, но до наших дней он не сохранился. По преданию последний возвели в 1218 году в честь образования Ярославского княжества.
Федор, Давид и Константин были ярославскими князьями и причислены к святым. Их мощи до революции хранились в церкви Федора, Давида и Константина. Сегодня они находятся в Успенском соборе на Стрелке.
Святые ворота
В том же 1516 году Спасо-Преображенский монастырь обзавелся первой каменной башней. Ворота в этой башне закрывали главный въезд в монастырь и назывались Святыми. Через Святые ворота, которые находятся со стороны Которосльной набережной, в монастырь можно попасть и сегодня. Еще один вход в монастырь — со стороны Богоявленской площади.
Трапезная с настоятельскими покоями и Воскресенская церковь
Со Смутного времени дошли до наших дней и трапезная с настоятельскими покоями и Воскресенской церковью. В одном и том же здании находились жилые помещения главного лица монастыря; зал, в котором монахи сообща принимали пищу и небольшой храм. Возможно именно в настоятельских покоях в 1613 году жил Михаил Романов во время своей остановки в Ярославле.
Воскресенскую церковь можно определить по полукруглым апсидам, где находится алтарь.
Звонница
Звонница Спасо-Преображенского монастыря тоже существовала во время Смуты. Ее возвели в начале 16 века. Правда, та звонница была ниже современной. За время своего существования она немного «подросла» в высоту.
Памятник копейке 1612 года
Во время «стояния» народного ополчения Ярославль на время стал столицей России. Для полноценной торговли ему нужны были свои деньги, поэтому на территории Спасо-Преображенского монастыря был построен монетный двор. В нем чеканились ярославские копейки. Название монеты»копейка» пошло от изображенного на ней всадника с копьем.
Памятник копейке сегодня украшает место, где по преданию находился монетный двор. Рядом все желающие могут купить себе на память копию ярославской копейки 1612 года.
Монастырские кельи
Монастырские кельи тоже построены в 17 веке, но уже гораздо позднее в конце 17 века. Остальные постройки, в основном, строились еще позже в 19 веке.
Стены и башни монастыря
Не сохранились до наших дней и монастырские укрепления Смутного времени. Через несколько лет после Смуты, примерно в 1630-е годы, Спасо-Преображенский монастырь начал возводить новые стены и башни. Они были выше и гораздо мощнее предыдущих. Позднее стены и башни тоже перестраивались, хотя, в основном, и сохранили облик тридцатых годов 17 века.
На этом мы завершаем свое знакомство со Спасо-Преображенским монастырем.
С этой статьей читают: