Сегодня наступил четвертый день нашего путешествия по Петербургу. У нас в планах: Васильевский остров, Меншиковский дворец и Эрмитаж. День, судя по всему, будет очень насыщенный. Итак, поехали!
Кстати, очень радует то, что в Петербурге, несмотря на осень, стоит прекрасная солнечная погода. К тому же, совсем нет дождей. Так и хочется сказать городу: «Спасибо, за теплый прием!» Ну, а теперь немного об истории Васильевского острова.
Васильевский остров: краткая история
Как известно, Васильевский остров находится в дельте реки Невы. Своей историей остров тесно связан с князем Александром Меншиковым. Когда-то Петр I с широкой руки подарил эти земли своему ближайшему соратнику.
Князь любил жить на широкую ногу. Его усадьба занимала весь остров. На набережной же Меншиков в 1710 году построил себе великолепный дворец. Кстати, это было первое каменное здание Санкт-Петербурга. Позднее, после того как Меншиковы оказались в опале, на Васильевском острове появляются и другие постройки. Они уже строились за казенный счет. В основном, это были учебные и научные заведения Петербурга. Правда в 1730-е годы на Стрелке Васильевского острова построили еще и морской порт. Он просуществовал здесь не так долго, до 1885 года.
На Васильевский остров можно попасть или по Дворцовому мосту, или по Благовещенскому — самому старому мосту через Неву. Мы выбрали первый вариант и с Дворцовой площади по мосту выехали прямо на Стрелку. По моему мнению, набережная и Стрелка — это самые красивые места Васильевского острова.
Васильевский остров: Стрелка
Надо отметить, что со Стрелки Васильевского острова открывается шикарный вид на Петропавловскую крепость. Здесь же к 300-летию Санкт-Петербурга установлен интересный памятный знак. На нем можно увидеть изображения старинных зданий Стрелки.
Самыми примечательными строениями Стрелки являются здание Биржи и Ростральные колонны. Здание Биржи начали строить в 1805 году, но в связи с войной с Наполеоном строительство затянулось до 1816 года. Сейчас это строение принадлежит Эрмитажу. Оно стоит все в лесах и имеет вот такой не привлекательный вид.
Ростральным колоннам повезло больше. Они построены в 1810 году и в свое время играли роль портовых фонарей. Колонны украшают носовые части кораблей и скульптуры морских божеств. Кстати, очень красиво смотрится! Даже и не подумаешь, что это всего лишь фонари.
Васильевский остров: Университетская набережная
Полюбовавшись красивыми видами на Петропавловку, мы вышли на Университетскую набережную. Первое строение на набережной — это здание Зоологического музея. Кстати сказать, музей первоначально был частью Кунсткамеры. Только в 1832 году он получил самостоятельность.
Кунсткамера, пожалуй, является одной из главных достопримечательностей Петербурга. Она появилась на Васильевском острове еще в начале 18 века, когда Петр I начал собирать коллекцию разных диковинок. Однако в эту поездку мы в Кунсткамере не были, а выбрали для посещения Меншиковский дворец.
После Кунсткамеры наше внимание привлек памятник русскому ученому Ломоносову. По-моему, он тут вполне уместен рядом с университетом и российской академией наук. Памятник Ломоносову — сравнительно новая постройка. Его установили здесь в 1986 году. С тех пор каждое 1 сентября первокурсники посвящаются здесь в студенты.
Кстати, сам университет находится совсем недалеко. Он размещается в здании, когда-то принадлежавшем Двенадцати коллегиям. Постройка датируется началом 18 века.
К зданию Двенадцати коллегий примыкает строение, которое когда-то строилось для Петра II — внука Петра Великого. Этот дворец возводился по инициативе князя Меншикова в начале 18 века. Он страстно желал выдать свою старшую дочь за будущего монарха. Но мечта князя так и не осуществилась. Вступив на престол, Петр II сослал Меншикова за казнокрадство в ссылку. Да и сам монарх правил недолго и так не успел пожить в этом дворце. Он умер в 14-летнем возрасте от оспы.
Меншиковский дворец — первое каменное здание Санкт-Петербурга
И вот наконец-то Меншиковский дворец, с которого, можно сказать, здесь все и начиналось. Его мы решили осмотреть не только снаружи, но и внутри. Я уже говорила, что это здание было построено в 1710 году. Когда-то здесь проводились все торжественные приемы, балы и даже свадьбы царских особ. Сейчас в нем размещается музей. Во дворце, как сказала экскурсовод, с большой достоверностью воссоздана обстановка того времени.
Кстати, в качестве дворца здание прослужило недолго. После гонений на Меньшикова его передали сначала в казну, а потом отдали Кадетскому корпусу.
По сегодняшним меркам размеры комнат и убранство дворца не выглядит уж таким впечатляющим, как было триста лет назад. Но все равно взглянуть на обстановку, в которой когда-то жил князь все равно очень любопытно. Особенно нас впечатлили комнаты, отделанные изразцами. Изразцы — это такая сине-белая рисунчатая керамической плитка. Очень понравился Ореховый кабинет, отделанный панелями из орехового дерева.
Впечатлили нас также парадный зал и комната дочерей Меншикова с их портретами. Кстати, судьба старшей дочери князя сложилась очень трагично. Так и не сделавшись российской царицей, она умерла в далекой ссылке, как обычная простолюдинка. Собственно такая же участь постигла и ее отца.
Академия художеств, Сфинкс и Трезини
Хочу еще несколько слов сказать о здании Института живописи и скульптуры. Оно построено во второй половине 18 века. Здесь когда-то находилась Императорская Академия художеств. Картины ее знаменитых выпускников сегодня занимают стены Русского музея, Эрмитажа, Третьяковской галереи.
Прямо напротив института на набережной уже почти как двести лет лежат каменные сфинксы. Они приехали в Россию из Египта. Датируются аж 14 веком до нашей эры. С трудом верится, что когда-то эти статуи охраняли дворец фараона.
Мы дошли до площади Трезини и здесь Университетская набережная почему-то заканчивается. Дальше набережная называется по другому — набережной Лейтенанта Шмидта. Саму площадь украшает вот такой интересный памятник итальянскому архитектору. Скульптура появилась здесь в 2003 году в память о первом архитекторе Санкт-Петербурга.
Как известно, Трезини спроектировал многие здания города. Он посвятил Северной столице всю свою жизнь, здесь же зодчий и умер. Кстати, скульптура Трезини показалась мне очень жизнерадостной и вызвала невольную улыбку. Судя по всему, веселый был этот итальянец. Да и смелый тоже. Переехать из теплой солнечной страны в суровую Россию, не каждый бы решился.
Васильевский остров: Набережная лейтенанта Шмидта
Ну что ж, выходим на набережную Лейтенанта Шмидта и двигаемся дальше. Хотя самое интересное мы уже посмотрели, но впереди у нас еще подводная лодка, а до нее мы пока не дошли. По пути к лодке — здание Военно-морской академии, памятник Крузенштерну и церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Здание Военно-морской академии строилось еще в первой половине 18 века для частных лиц. В 1753 году его передали Морскому шляхетскому кадетскому корпусу. Его выпускниками были многие знаменитые российские мореплаватели. Одним из них был Крузенштерн. Его памятник стоит прямо напротив здания академии.
Кстати, выпускников этого кадетского корпуса в Российской империи когда-то называли гардемаринами. Это те самые гардемарины из известного фильма «Вперед, гардемарины!»
Ну и наконец последние два объекта: наша подводная лодка и церковь Успения Пресвятой Богородицы. Храм датируется концом 19 века. Очень красивый храм с душевной атмосферой и замечательной монастырской трапезной. Здесь очень хорошо кормят: вкусно и недорого.
Прямо напротив храма у причала стоит подводная лодка С-189, спущенная на воду в 1954 году. Лодки такого класса, как эта, стали массово выпускаться после Второй мировой войны. В 1998 году после списания лодка затонула около Кронштадта. Долгое время она лежала под водой и только в 2000-е годы была поднята со дна. Сегодня на лодке работает Музей подводной лодки С-189. Однако сил на посещение музея не осталось и мы ограничились только внешним осмотром субмарины.
А еще мы с удовольствием полюбовались судостроительной верфью на том берегу. Вообще, надо сказать, захватывающее зрелище.
Ну вот и все на первую половину дня. Но расслабляться рано, после обеда нас ждет Зимний дворец и музей Эрмитаж. Но об этом в следующей статье.