Усадьба Пушкина Михайловское и дуб у Лукоморья

Наша поездка в Санкт-Петербург так или иначе оказалась связанной с Пушкинскими местами. Мы уже посетили квартиру Пушкина на Мойке и Пушкинский Лицей, побывали на месте дуэли поэта с Дантесом, а также  в Конюшенной церкви, где проходило отпевание. На обратном пути, возвращаясь в Москву, мы заехали в Михайловское — усадьбу Пушкина, а потом на могилу поэта в Святогорск.

Итак, Михайловское! Усадьба располагается в живописном месте недалеко от Пскова. Тут тебе и речка рядом, и лес.

История усадьбы уходит своими корнями в 1742 год, когда императрица Елизавета пожаловала эти земли прадеду Пушкина Абраму Ганнибалу. Так в реальной жизни звали «арапа Петра Великого». За свою бытность Михайловское неоднократно переходило из рук в руки: то одним наследникам, то другим. В конце концов его хозяйкой стала мать Пушкина Надежда Осиповна.

Естественно, что Пушкин неоднократно навещал своих родителей в Михайловском. Это были короткие посещения усадьбы, так как поэт большую часть времени проводил в Москве и Петербурге. Однако в определенный период жизни ему пришлось задержаться в Михайловском на два года. За вольнодумство Пушкин был сослан в родовое имение в ссылку. Она продолжалась с 1824 по 1826 год. Ссылка спасла Пушкина от участия в восстании декабристов зимой 1825 года.

В период революционных событий в России, а точнее в 1918 году, усадьба Михайловское была сожжена.  В 1937 году ее восстановили, но во время оккупации немцы ее снова уничтожили. Таким образом, все то, что мы сейчас видим — это современные постройки. Все они возводились по старым чертежам в середине 20 века.

Свою экскурсию мы начали с дома, в котором жил Пушкин.

Михайловское: дом Пушкина

Господский дом родителей Пушкина выглядел и выглядит вот таким образом.

У дома два выхода, один из них ведет к реке.

Внутри дом Пушкина совсем небольшой. Здесь всего несколько комнат со скромной обстановкой. Самые интересные из них — это кабинет Александра Сергеевича Пушкина и комната его няни Арины Родионовны. С няней Пушкин особенно сблизился в годы ссылки. Тем более, что его родители, опасаясь дурного влияния своего сына на остальных детей, на это время уехали из усадьбы.

Святая святых дома — кабинет поэта. Здесь им писались такие произведения как «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Руслан и Людмила» и многие другие.

В то время, как Пушкин творил, Арина Родионовна по соседству тихонько сидела в своем любимом кресле и занималась рукоделием.

Кроме кабинета и комнаты няни в музее восстановлены гостиная, столовая, комната родителей поэта.

Я уже писала о тесной духовной связи Пушкина со своей няней. Так вот, Арина Родионовны жила в собственном домике в двух шагах от господского дома.

Парк в Михайловском

Парк в Михайловском в отличии от господского дома довольно большой. Здесь много зелени, есть водоемы,  пешеходные дорожки, декоративные мостики, беседки и, конечно, памятник поэта.

Памятник Александру Сергеевичу появился в усадьбе сравнительно недавно, в 1981 году.

И какой же Пушкин без пушки? По свидетельствам современников вот такая пушечка стояла в усадьбе Михайловское для потехи.

Конечно, весь парк в один день нам осмотреть не удалось, но наиболее интересные места мы все же посетили. Первое, это липовая аллея Керн с беседкой. По ней в 1825 году Пушкин прогуливался со своей соседкой по усадьбе Анной Керн. Ей он посвятил свое знаменитое стихотворение: «Я помню чудное мгновение…»

Дальше — Еловая аллея, высаженная еще дедом поэта в конце 18 века.

Среди елей скрываются терновый диван и грот, тоже созданные еще в бытность деда Пушкина.

А еще нам встретился вот такой интересный домик. Как оказалось, это льнохранилище, построенное в 19 веке.

А дальше — еще несколько красивых видов Михайловского парка.

Закончить статью об усадьбе Михайловское мне хотелось бы удивительным деревом. Это дуб, возраст которого исчисляется сотнями лет. Нет сомнения, что Пушкин когда-то отдыхал в тени этого дерева. Должно быть, именно про него поэт писал: «У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том: и днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом…»

У дуба удивительная судьба. Во время немецкой оккупации под корнями дуба был вырыт блиндаж и сотрудникам музея после освобождения усадьбы пришлось очень долго «лечить» это дерево. Как видно на фотографии, «лечение» прошло довольно успешно и дуб не погиб.

Попрощавшись с Михайловским, мы поехали в Святогорск на могилу Пушкина.

С этой статьей читают: