Третьяковская галерея в Москве является главной сокровищницей русского искусства XI-XX веков. У нее очень приличный возраст: более полутора веков. На сегодняшний день Третьяковская галерея — обладатель богатейшей коллекции, в которую входят более 190 тысяч экспонатов. Цифра, на мой взгляд, просто фантастическая!
Понятно, что такая большая коллекция занимает в Москве не одно, а несколько зданий. Но самые ценные экспонаты, к счастью, почти все находятся в одном месте. Это главное здание Третьяковки по адресу: Лаврушинский переулок, 10. Собственно в этом доме и начиналась история галереи, ему и посвящается мой рассказ.
Третьяковская галерея: история создания
Думаю, всем известно, что Третьяковская галерея названа в честь своего основателя Павла Третьякова, купца из известной московской династии Третьяковых.
Здание в Лаврушинском переулке первоначально приобреталось семьей Третьяковых в 1851 году не для галереи, а для своего проживания. К этому времени глава семейства и отец будущего коллекционера Захар Третьяков уже умер. Сюда переехала жить его супруга Александра с детьми.
Первую свою картину Павел Третьяков купил в 1856 году за 450 рублей. Это была картина Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». Этот год и считается на сегодня датой основания галереи.
Поскольку коллекция постоянно пополнялась, здание в Лаврушинском переулке неоднократно достраивалось. Несмотря на это, залов для размещения картин все равно катастрофически не хватало. В 1892 году Павел Третьяков передал всю свою коллекцию вместе с самим зданием в дар Москве.
Уже после смерти основателя в 1904 году фасад Третьяковской галереи существенно поменялся. Новый внешний вид, сохранившийся до наших дней, был оформлен по эскизу Виктора Васнецова в «русском стиле». Этим фасадом мы можем любоваться и сегодня. Современная Третьяковская галерея внешне чем-то напоминает старинный русский терем, полный множеством самых невероятных сокровищ.
Надо отметить, что осмотр Третьяковки начинается несколько необычно не с первого, а со второго этажа. Сверху в 34 залах размещается русская живопись восемнадцатого и девятнадцатого веков. Внизу на первом этаже в 28 залах висят картины, написанные на рубеже девятнадцатого — двадцатого веков, а также уникальные произведения древнерусского искусства. На первый этаж нужно спуститься по лестнице из зала с картинами художника Врубеля.
В этой статье представлены не все, а только небольшая часть понравившихся мне картин Третьяковки. Они располагаются здесь в порядке следования по музею, начиная с первого зала и заканчивая последним.
Третьяковская галерея: русская живопись XVIII века. 2 этаж
Итак, поднимаемся по лестнице вверх и начинаем свой осмотр!
Луи Каравак (1684-1754) — зал №1
Луи Каравак, француз по происхождению, приехал в Россию в 1716 году, видимо, искать счастья. Здесь при императрице Анне Иоанновне его по достоинству оценили и сделали придворным портретистом.
В 1730 году Каравак пишет портрет императрицы, в котором искусно скрывает все недостатки своей благодетельницы. На самом деле, по отзывам современников, Анна Ивановна была на редкость некрасива. Например, княгиня Долгорукая отзывалась о ней так : «престрашнава была взору, отвратное лицо имела, так была велика, кагда между кавалеров идет, всех галавою выше и чрезвычайно толста».
Иван Аргунов (1729-1802) — зал №1
Иван Аргунов родился в семье крепостных графа Черкасского. Затем вместе с приданным княжны Черкасской перешел в собственность графа Шереметева. Кстати, в те времена Шереметевы владели подмосковными усадьбами Кусково и Останкино. Где Аргунов обучался живописному ремеслу точно неизвестно. Императорская Академия художеств открылась только в 1758 году.
Помимо живописи художнику приходилось заниматься еще и хозяйственными делами графа Шереметева. Он был управляющим сначала петербургского, а потом и московского дома графа. Несмотря на это Ивану Аргунову удалось оставить заметный след в живописи. После него остались очень достойные работы. Это, в основном, портреты Шереметевых и петербургской знати. Однако, в его творчестве попадаются и образы простых людей.
Например, картина «Портрет неизвестной в русском костюме», на которой изображена крестьянка в типичном для того времени праздничном наряде. Предположительно это артистка крепостного театра Шереметевых певица Анна Изумрудова-Баянова. У крепостной на картине очень светлый и даже, можно сказать, аристократический облик.
Федор Рокотов(1735-1808) — зал №4
Федор Рокотов по происхождению, как и Иван Аргунов, тоже крепостной. Его хозяином был князь Репнин — владелец подмосковного имения Воронцово. Предположительно сам князь и являлся отцом Федора Рокотова. По этой причине уже в юношеском возрасте будущий художник получил вольную.
В 1755 году Федор Рокотов приезжает в Санкт-Петербург. Здесь он заканчивает Императорскую Академию художеств и становится любимым художником у высшей знати. У него нет отбоя от заказов. В 1766 году он возвращается в Москву. Любовь и слава буквально следует за ним по пятам.
Федор Рокотов писал, в основном, портреты и считался до последнего времени довольно плодовитым художником. Однако, недавно выяснилось, что под маркой знаменитого художника работала целая мастерская. Например, уже доказано, что знаменитый портрет Екатерины II, хотя и подписан самим Рокотовым, но не принадлежит его кисти.
Одной из самой красивых, на мой взгляд, картин Рокотова является портрет Александры Петровны Струйской. Ее по праву называют «Русской Джакондой». Александра Струйская была женой помещика, который прославился тем, что в своей собственной типографии издавал литературу, выделявшуюся среди всех других особым изяществом.
Дмитрий Левицкий (1735-1822) — зал №5
Следующий художник Дмитрий Левицкий по своему происхождению украинец. Он родился в семье священника, который в свободное время занимался живописью. Любовь к живописи он привил и своему сыну.
Позднее, уже в 1758 году Левицкий переехал в Санкт-Петербург, чтобы учиться в Императорской Академии художеств. Как и Рокотов, Левицкий, в основном, писал портреты высшей знати и пользовался у нее большой популярностью. Помимо живописи Левицкий еще активно занимался масонской деятельностью. Он входил в ложу «Умирающий сфинкс».
Среди всех написанных Левицким портретов мое внимание привлек своей необычностью портрет Прокофия Акинфиевича Демидова. Эту картину художник написал в 1773 году.
Как известно, Демидов был не только крупным промышленником, но и занимался благотворительной деятельностью. Он являлся опекуном Московского Воспитательного дома. Именно этот дом мы и видим слева на заднем плане картины. На него показывает и рука благотворителя. Здесь же на картине изображены кадки с цветами. По всей видимости, художник хотел сказать, что воспитанники дома также, как и цветы, нуждаются в заботе и уходе. На столе за спиной Демидова лежит еще и раскрытая книга, тоже олицетворяющая пользу просвещения.
Владимир Боровиковский (1757-1825) — зал №7
Владимир Боровиковский, как и Левицкий, тоже родом с Украины. Он родился в семье иконописца, которому в будущем выпадет счастье получить дворянский титул. Естественно, что основам живописи художник учился у отца.
Первоначально Боровиковский занимался иконописью. Но в 1788 году он переезжает в Санкт-Петербург и там, в основном, уже пишет портреты. Здесь в столице он знакомится с Дмитрием Левицким и под его влиянием вступает в масонскую ложу «Умирающий сфинкс».
Портреты Боровиковского написаны в стиле сентиментализма. Пожалуй, лучшим творением художника можно назвать портрет Марии Ивановны Лопухиной, урожденной графини Толстой. Картина написана в 1797 году. Образ женщины на ней — это живое воплощение женственности, нежности и романтической мечтательности.
Третьяковская галерея: русская живопись первой половины XIX века
Восемнадцатый век закончился и нас ждет девятнадцатое столетие! Начнем мы его с Ореста Кипренского, первого русского художника, получившего европейское признание.
Орест Кипренский (1782-1836) — зал №8
Орест Кипренский появился на белый свет в имении помещика Дьяконова под Санкт-Петербургом. Предположительно он являлся внебрачным сыном этого помещика. Видимо, в связи с этим обстоятельством совсем в юном возрасте Кипренский получил вольную от Дьяконова.
В 1788 году совсем еще маленьким мальчиком Кипренский уехал в Санкт-Петербург учиться в Императорскую Академию художеств. После академии жил по несколько лет в Твери, Москве, Санкт-Петербурге, Италии, Франции. Последние годы жизни провел в Италии, умер в Риме от воспаления легких.
Орест Кипренский посвятил свой талант, как и многие художники того времени, написанию портретов. Большей частью, конечно же, это полотна с изображениями князей, графов и другой высшей знати, но есть среди них и картины несколько иного рода.
Например, портрет Александра Сергеевича Пушкина. Он считается самым удачным изображением великого поэта. Образ Пушкина дополняет покровительница поэзии Муза в правом верхнем углу и клетчатый плащ, как некое напоминание о гении Европы поэте Байроне. Пушкина на этом портрете на пике своей славы за десять лет до своей гибели на дуэли.
Карл Брюллов (1799-1852) — зал №9
Карл Брюллов родился в 1799 году в Санкт-Петербурге в семье скульптора. С 1899 года обучался живописи в Императорской Академии художеств, затем много работал, как в России, так и за границей. В связи с болезнью в 1850 году Брюллов переехал на постоянное место жительства в Италию. Несмотря на интенсивное лечение минеральными водами под Римом, болезнь не отступила. Там же под Римом художник и скончался.
Брюллов — разноплановый живописец. Среди его работ, пожалуй, самой известной и принесшей ему мировую славу, считается картина «Всадница». Однако, в моей памяти после посещения Третьковки почему-то осталась совсем другая картина «Вирсавия».
Она написана Брюлловым по сюжету из Ветхового Завета. Как известно, Вирсавия была женой полководца царя Давида. Царь, увидев женщину и влюбившись в нее, отправил своего преданного военачальника на верную смерть. Избавившись от соперника, Давид взял Вирсавию себе в жены. Бог наказал за это Давида смертью его первенца. Впоследствии царь глубоко раскаялся в своем поступке, а Вирсавия родила ему сына, будущего царя Соломона. Вот такая невеселая история! Но сама женщина на картине, и правда, очень красивая.
Александр Иванов (1806-1858) — зал №10
Александр Иванов появился на свет в 1806 году в семье художника из Санкт-Петербурга. Как и большинство российских живописцев того времени, свое образование он получил в Императорской Академии художеств. Затем много времени провел за границей, особенно в Италии. Понятно, что именно этой стране художник посвятил множество своих работ. Однако, Иванов никогда не терял связи и со своей родиной Россией.
Надо отметить, что Александр Иванов к миссии художника относился по особому. По его мнению настоящее искусство должно было решать не развлекательные, а просветительские и воспитательные задачи.
Этим задачам вполне соответствует его последнее полотно «Явление Христа народу». Художник писал его более двадцати лет. По современным меркам это очень большой срок. Когда в 1858 году картина, наконец, была выставлена в Санкт-Петербурге на суд зрителей, она буквально потрясла всю столичную общественность.
К сожалению, совсем скоро после выставки Иванов скончался от холеры, его картину за 15 тысяч рублей купил император. Позже монарх подарил ее одному из столичных музеев.
На картине Иванова «Явление Христа народу» в решающий для человечества момент истории изображены совершенно разные люди. Это богатые и бедные, уверенные и сомневающиеся, молодые и старые и т.д. — собственно все мы. На заднем плане картины виднеется фигура Христа в синем плаще. Если хорошо вглядеться в лица людей, то можно заметить, что одни из них ждут пришествия мессии, другие в это категорически не верят, третьи сомневаются.
Кстати, на своей картине Иванов изобразил писателя Николая Гоголя в красной одежде. Рядом же с центральной фигурой Иоанна Крестителя сидит и сам художник в образе странника с посохом в руке.
Василий Тропинин (1780-1857) — зал №13
Василий Тропинин — еще один художник-выходец из крепостных крестьян. Родился он в 1780 году в селе Карпово под Новгородом. Сначала Тропинин принадлежал графу Миниху, потому перешел в собственность графа Моркова. Последний послал его в Санкт-Петербург осваивать кондитерское дело. Параллельно основному занятию Тропинин обучался еще и как вольноприходящий в Академии художеств.
К сожалению, хозяин не позволил своему крепостному закончить учебу в академии. Он взял его с собой в свое имение на Украину. Там Тропинин служил ему и как лакей, и как иконописец, и как домашний портретист. Только в 1823 году художник получил вольную и уехал жить в Москву. Там-то к нему и пришли, наконец, признание и слава.
Тропинин работал, в основном, в портретном жанре. Все его работы, как отмечали его современники, пронизаны оптимизмом и радостным восприятием жизни. Видимо, эти качества были присущи и самому живописцу.
По-моему, одна из самых удачных картин Тропинина — «Кружевница». На полотне, написанном в 1823 году, изображена юная очаровательная девушка-простолюдинка. Она плетет кружево и создаётся впечатление, что работа ей совсем не в тягость, а это всего лишь легкая игра.
Алексей Венецианов (1780-1847) — зал №14
Алексей Венецианов родился в 1780 году в московской купеческой семье. В 1802 году приехал жить в Санкт-Петербург и здесь самостоятельно начал заниматься живописью. Он копировал картины Эрмитажа, а также брал уроки у Владимира Боровиковского.
В 1809 году Венецианов уехал жить в деревню под Тверь. Там он продолжал заниматься живописью, а также, организовал в своем поместье художественную школу, в которой обучал детей живописи. В 1847 году художник случайно погиб по дороге в Тверь.
Венецианов по праву считается родоначальником крестьянского жанра в русской живописи. В этом жанре созданы многие картины художника. Одна из них «Кормилица с ребенком» написана в начале 1830-х годов. На картине изображена крестьянка в праздничном наряде с маленьким ребенком, который тянет ее за бусы. По рисунку видно, что женщина только-только покормила малыша. Ее загорелая натруженная рука закрывает от зрителя обнаженную грудь.
Евграф Сорокин (1821-1892) — зал №15
Евграф Сорокин родился в 1821 году в мещанской семье в Больших Солях под Костромой. Живописью начал заниматься, расписывая церкви в своем посаде. В Академию художеств поступил уже довольно поздно, когда ему было более двадцати лет. Тем не менее он успешно ее закончил и стал довольно известным художником разноплановой живописи.
После академии художник часто посещал Европу, в том числе Испанию. Впечатления от этой страны и послужили мотивом для написания картины «Нищая девочка-испанка».
На полотне в ярких тонах изображена девочка лет десяти. О ее бедности красноречиво говорят ее разорванные сандали. Лицо маленькой испанки не по-детски серьезно. Должно быть, она очень голодна и вынуждена заниматься унизительным делом : просить милостыню. Саму подающую милостыню мы не видим. Только рука в изящной белой перчатке протягивает мелкую монету нищенке. Люди, будьте милосердны, — взывает к нам картина.
Павел Федотов (1815-1852) — зал №15
Павел Федотов, сын бедного чиновника, родился в 1815 году в Москве. К живописи пришел не сразу. Сначала он окончил военное училище и служил в гвардейском полку в Санкт-Петербурге. Рисованием занимался в свободное от службы время. Только благодаря Брюллову в 1844 году Федотов оставил военное поприще и, наконец-то, полностью посвятил себя искусству.
В основном, художник прославился картинами, написанными в бытовом жанре. Одно из самых известных его полотен «Сватовство майора» с рядовым сюжетом.
В дом богатого купца приходит свататься майор. Похоже, что невеста совсем не в восторге от этой ситуации. Но кто же в то время спрашивал ее мнение? Ее отец очень хочет выдать дочь замуж и потешить свое тщеславие, породнившись с офицером-дворянином. У жениха тоже свой сугубо прагматичный интерес — богатое приданое невесты. Картина была написана в 1848 году.
Василий Пукирев (1832-1890) — зал №16
Василий Пукарев, выходец из крестьянской семьи, родился в 1832 году в селе Лужники под Тулой. Свою творческую деятельность начал иконописцем. В 1847 году благодаря случаю Пукирев попал на обучение в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
После окончания учебы художник много занимался живописью, а параллельно вел преподавательскую деятельность. В связи с болезнью в 1873 году Пукирев вынужден был отказаться от работы. К сожалению, последние годы художник жил на скромную пенсию и так и умер в бедности и забвении.
К счастью, картины Пукирева, хотя и немногочисленны, но остались жить и после смерти художника. Пожалуй, самая известная из них — это «Неравный брак». По тому времени это полотно произвело в обществе настоящий фурор.
На картине изображена обычная для того времени жизненная ситуация: юная невеста и старый жених. Девушку насильно выдают замуж за богатого, но очень возрастного мужчину. Справа за спиной у невесты — молодой человек в осуждающей позе. Это, как известно, сам автор картины.
Третьяковская галерея: послесловие
Ну, вот и пришла к завершению первая часть осмотра. Напомню, что это были картины русских художников XVIII и первой половины XIX веков. Впереди у нас еще живопись второй половины XIX и самого начала XX века, а также уникальная коллекция древнерусской живописи, мы тоже с ней познакомимся.
Третьяковская галерея: продолжение осмотра