Третьяковская галерея. Один художник-одна картина. Ч.II

Третьяковская галерея в Москве
Третьяковская галерея в Москве

Третьяковская галерея: начало осмотра

В начале  статьи кратко повторю основные сведения о Третьяковке. Третьяковская галерея  является главной сокровищницей русского искусства XI-XX веков. Главное ее здание находится в Москве в Лаврушинском переулке. На сегодняшний день Третьяковская галерея — обладатель богатейшей коллекции, состоящей более чем из 190 тысяч предметов искусства.

Кстати, Третьяковская галерея названа в честь своего основателя выходца из купеческой семьи Павла Третьякова, который приобретал все эти картины на свои собственные деньги. В 1892 году Третьяковская галерея вместе со зданием была передана в дар Москве.

В предыдущей части статьи мы осмотрели залы с русской живописью XVIII — первой половины XIX веков. Впереди у нас  картины второй половины XIX — начала XX веков, а также древнерусская живопись.

Третьяковская галерея: русская живопись второй половины XIX — начала XX веков. 2 этаж

Константин  Флавицкий (1830-1866) — зал №16

Константин Флавицкий родился в 1830 году в Москве. Художественное образование будущий мастер получил в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. После учебы много лет провел в Италии, где, к сожалению, заболел чахоткой.

В 1862 году Флавицкий вернулся в столицу. Однако, влажный климат Санкт-Петербурга  только усилил болезнь. Художник решил ехать в Европу, чтобы лечиться, но не успел. Было уже слишком поздно. На  момент смерти живописцу исполнилось всего 36 лет.

Константин Флавицкий, в основном, работал в историческом жанре. Именно в этом жанре написано  самое известное из его полотен «Княжна Тараканова». Художник закончил его в 1864 году.

На картине изображена самозванка, которая во время правления Екатерины II, представившись дочерью императрицы Елизаветы, пыталась захватить российский престол. Но мечте авантюристки не суждено было сбыться. Ее  арестовали и посадили в Петропавловскую крепость.

По официальной версии там она впоследствии и умерла от чахотки. Правда, в народе называлась и другая причина смерти, будто бы самозванка погибла во время наводнения. Именно эта народная версия и легла в основу картины Флавицкого.

Княжна Тараканова. 1864 год, Константин Флавицкий
Княжна Тараканова. 1864 год, Константин Флавицкий

Василий Перов (1834-1882) — зал №17

Так случилось, что   будущий художник Василий Перов появился на свет до венчания своих родителей. Это произошло в 1834 году в Тобольске. Данное обстоятельство навсегда лишило его титула и фамилии отца барона Криденера.

По существующему в то время закону Василий считался незаконнорождённым ребенком. Фамилию Перов он получил от своего учителя как прозвище за умелое пользование пером. Позднее она так и закрепилась за художником на всю  жизнь.

В 1856 году Перов приехал учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. После учебы он несколько лет жил за границей в Германии и Париже, затем вернулся в Россию. К сожалению, слабое здоровье не позволило Перову прожить долгую жизнь. В возрасте 48 лет художник умер от чахотки.

В творчестве Перова, особенно в последние годы жизни, преобладает тема униженных и оскорбленных. Также по заказу Павла Третьякова художник написал и несколько портретов для его галереи.

Надо отметить, что одна  из самых удачных  его работ — это портрет  писателя Федора Михайловича Достоевского. Художник изобразил писателя в глубокой задумчивости, возможно, в минуту  творчества. Картина была написана 1872 году.

Портрет Федора Михайловича Достоевского. 1872 год, Василий Перов
Портрет Федора Михайловича Достоевского. 1872 год, Василий Перов

Алексей Саврасов (1830-1897) — зал №18

Алексей Саврасов родился в 1830 году в Москве в семье купца. Обнаружив в себе тягу к живописи, вопреки воле отца он поступил учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

После учебы он не один раз ездил за границу, а также в поисках красивых мест побывал во многих уголках России. К большому несчастью, к концу жизни у художника появилась сильная тяга к спиртному, которая не давала Саврасову полноценно работать. Из-за своего пагубного пристрастия художник совсем обнищал и всеми забытый умер в 1897 году в больнице для бедных.

Саврасова по праву можно назвать мастером пейзажа. Одна из его самых известных работ — это «Грачи прилетели». Он начал писать ее в 1871 году в селе Молвитино под Костромой. Кстати, церковь, изображенная на картине, стоит в этом селе до сих пор.

Грачи прилетели. 1871 год, Алексей Саврасов
Грачи прилетели. 1871 год, Алексей Саврасов

Иван Айвазовский (1817-1900) — зал №19

По своему происхождению Иван Айвазовский — армянин. Он родился в 1817 году в Феодосии в семье купца. В нем рано проявились художественный, а также музыкальный таланты. Однако, художник остановил свой выбор на занятии живописью.

В 1833 году Айвазовский приезжает в Санкт-Петербург и поступает учиться в Императорскую Академию художеств. После окончания много путешествует как по России, так и за границей. Любимым местом пребывания для живописца становится Крым. Здесь он, в основном, и пишет все свои знаменитые морские пейзажи. Умер художник в глубокой старости в возрасте 82 лет в своей родной Феодосии.

Одна из самых  знаменитых картин Айвазовского — «Радуга», написанная им в 1873 году. Сюжет «Радуги» очень схож с сюжетами других картин художника. На картине изображено гибнущее во время шторма рыбацкое судно. Однако, еле заметная глазу радуга слева все же дарит морякам надежду на спасение.

Радуга. 1873 год, Иван Айвазовский
Радуга. 1873 год, Иван Айвазовский

Иван Крамской (1837-1887) — зал №20

Иван Крамской появился на свет в 1837 году в Острогожске в семье писаря. До двадцати лет будущий художник занимался ретушированием фотографии. В 1857 году он приехал учиться в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербург.

После окончания учебы художник посвятил себя, в основном, портретной живописи, хотя в его творчестве присутствует и другая  тематика. Смерть Крамского была внезапной. Он скоропостижно скончался в возрасте 50 лет от разрыва аорты.

Пожалуй,  самая, если можно так выразится, «притягательная» из его полотен — это его картина «Неизвестная». С нее на нас несколько свысока смотрит  молодая женщина в модном «прикиде». Критики почему-то разглядели в ней отрицательный и даже демонический образ и окрестили незнакомку «одним из исчадий ада больших городов».

Неизвестная. 1883 год, Иван Крамской
Неизвестная. 1883 год, Иван Крамской

Архип Куинджи (1842-1910) — зал №21

Архип Куинджи, грек по происхождению, родился в 1842 году в Карасевке под Мариуполем. Отец его, бедный сапожник, умер рано и мальчик воспитывался у родственников. С раннего возраста Куинджи приходилось тяжело работать. Он  пас гусей, работал на стройке, служил у хлеботорговца.

Наконец, будущему художнику удалось устроиться ретушером в фотосалон. Однако, постоянный труд ради куска хлеба не помешал Куинджи заниматься любимым делом-живописью. Он посвящал ей все свое свободное время.

В 1865 году Куинджи решил поступить в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, но попал туда не сразу, а только с третьей попытки. После учебы в академии в 70-е годы наступает расцвет творчества Куинджи. К нему, наконец-то, приходят  заслуженная слава и успех.

Однако, в середине 80-х годов художник бежит от такой жизни в Крым и там ведет, в основном, затворнический образ жизни. В уединении в Крыму он продолжает много и плодотворно работать. Умер художник от пневмонии в возрасте 68 лет.

Картины Куинджи, в основном, относятся к пейзажной живописи. С моей точки зрения, они сильно выделяются среди полотен других художников какой-то своей необычностью и своеобразием. Картина «Ночь на Днепре» — яркое тому свидетельство. Она написана в 1880 году и своей фантастической светоподачей произвела в обществе того времени настоящий фурор.

Ночь на Днепре. 1880 год, Архип Куинджи
Ночь на Днепре. 1880 год, Архип Куинджи

Константин Маковский (1839-1915) — зал №22

Константин Маковский родился в 1839 году в Москве в семье художника. В 1858 году он поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Хотя Маковский учился в ней довольно успешно, однако, всегда считал, что всем, что ему удалось добиться в жизни, он обязан не профессорам академии, а своему отцу.

К 1880-м годам Маковский приобретает широкую известность в обществе как модный портретист и автор исторических картин. По меркам того времени он становится самым высокооплачиваемым российским художником.

К сожалению, в 1915 году в результате несчастного случая жизнь Маковского неожиданно оборвалась. Это произошло в Санкт-Петербурге, когда экипаж художника случайно попал под трамвай.

По моему мнению, одной из лучших работ Маковского является портрет графини Софьи Илларионовны Строгановой. Он написан художником  в романтическом стиле в 1864 году. Конечно, женщина на картине очень красива, но еще больше поражает просто сказочное сочетание красок на картине.

Портрет Софьи Илларионовны Строгановой. 1864 год, Константин Маковский
Портрет Софьи Илларионовны Строгановой. 1864 год, Константин Маковский

Иван Шишкин (1832-1898) — зал №25

Следующий художник, творчеством которого нам любезно дает любоваться Третьяковская галерея — это Иван Шишкин. Он родом из Татарстана из города Елабуга. Родился Шишкин в 1832 году в семье купца из очень древнего рода Шишкиных. С 1857 года художник обучался в Императорской Академии художеств, после которой отправился за границу в Германию. В 1866 году, затосковав по родине,  художник вернулся в Санкт-Петербург.

Здесь в России Шишкин становится известным художником-пейзажистом, регулярно совершает поездки уже по России. Умер художник в Санкт-Петербурге в возрасте 66 лет, сидя за мольбертом за своей  новой картиной.

Ярким примером  творчества Шишкина является картина «Утро в сосновом лесу», написанная в 1889 году. Перед нашим взором самая глубинка хвойного леса, медведица и три медвежонка на сломанной сосне. Очень такая уютная и теплая картина. Кстати сказать, самих мишек писал для Шишкина совсем другой художник Савицкий.

Утро в Сосновом лесу. 1889 год, Иван Шишкин
Утро в Сосновом лесу. 1889 год, Иван Шишкин

Виктор Васнецов (1848-1926) — зал №26

Виктор Васнецов родился в 1848 году в семье священника в селе Лопьял под Вяткой. Сначала он учился в духовной семинарии, однако, из-за своего увлечения  живописью оставил учебу и уехал в Санкт-Петербург поступать в Императорскую Академию художеств.

После окончания академии художник, в основном, занимался бытовой живописью, но с возрастом  главными в его творчестве стали сказочно-былинная и историческая темы.

В сказочном жанре написана его картина «Аленушка», созданная Васнецовым в 1881 году. Первоначально картина называлась несколько по-другому «Дурочка Аленушка». Вообще, дурочками в то время в России называли сирот. То есть, художник изобразил на своем полотне не сказочную девочку, а обычную маленькую сиротку, сидящую  на камне на берегу реки.

Девочка на картине вызывает у зрителя искреннюю  жалость. О чем она думает? Какое будущее ее ждет впереди? А черная вода реки так манит, так завораживает бедную одинокую сиротку…

Только уже гораздо позже эту картину стали ассоциировать со сказкой  про сестрицу Аленушка и братца Иванушку.

Аленушка. 1881 год, Виктор Васнецов
Аленушка. 1881 год, Виктор Васнецов

Василий Верещагин (1842-1904) — зал №27

Василию Верещагину повезло родится в довольно обеспеченной семье предводителя местного дворянства. Он появился на свет в 1842 году в Череповце. Ему, как и его братьям, предначертано было стать русским офицером. Однако, военная служба не была подлинным призванием будущего художника и он ее вскоре оставил.

В 1860 году Верещагин поступает в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Однако, не окончив ее, в 1863 году он уезжает на Кавказ, а затем в Европу учиться живописи в Парижской академии. В 1866 году Верещагин вернулся на родину в Россию.

Год спустя, в 1867 году художник едет в Самарканд и там участвует в защите города от мятежников. Позднее, в 1877 году он принимает участие в русско-турецкой войне. Его картина «Побежденные. Панихида» как раз отражает  реальный эпизод этой страшной войны.

На полотне изображена панихида по погибшим солдатам в боях под Плевной. Верещагин был реальным свидетелем этой панихиды. Под впечатлением от всего увиденного Верещагин в 1879 году и написал свою картину «Побежденные. Панихида».

Вообще, военную тематику можно назвать в творчестве этого художника преобладающей. Хотя, конечно, война была не единственным, что волновало живописца. Встречаются в его творчестве и картины на другие темы.

Надо сказать, что этот отважный человек умер также как и жил: на одном дыхании. Он погиб на броненосце «Петропавловск» при подрыве на мине во время русско-японской войны. Ему было на тот момент 62 года.

А это его картина «Побежденные. Панихида» и поле, сплошь усыпанное погибшими русскими воинами. Неизгладимое зрелище!

Побежденные. Панихида. 1879 год, Василий Верещагин
Побежденные. Панихида. 1879 год, Василий Верещагин

Василий Суриков (1848-1916) — зал №28

Василий Суриков появился на свет в 1848 году в Красноярске в семье чиновника. С раннего возраста мальчик увлекался рисованием, однако, денег на обучение живописи у семьи не было. Но Сурикову очень повезло, в его судьбу вмешался счастливый случай. Талант будущего художника заметил губернатор, который нашел для юного дарования мецената.

Благодаря этому Суриков в 1868 году отравляется поступать в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербург. Окончив академию, художник в 1877 году переезжает жить в Москву, где много и плодотворно работает над своими картинами.

Пожалуй, именно в Москве он и написал самые знаменитые свои полотна. Все они выполнены в историческом жанре. Например, в основе картины «Утро стрелецкой казни» лежит всем известное историческое событие 1698 года. Это казнь стрельцов, поднявших восстание против царя Петра I. Кстати сказать, действие происходит на Красной площади у Лобного места.

Утро стрелецкой казни. 1881 год, Василий Суриков
Утро стрелецкой казни. 1881 год, Василий Суриков

Илья Репин (1844-1930) — залы № 29-30

Илья Репин родился в 1844 году в семье военного в городе Чугуеве. Живописью увлекся еще в раннем возрасте, когда один из родственников принес в дом его родителей акварельные краски. Свою карьеру художника Репин начал с иконописи, которая помогла ему заработать денег и отправиться в 1863 году учиться в Санкт-Петербург.

Здесь он поступил в Императорскую Академию художеств, но учеба в академии  осложнялась постоянным отсутствием денег. Сводить концы с концами Репину, к счастью, помогала финансовая помощь богатых покровителей.

Первой картиной, принесшей Репину известность, была «Бурлаки на Волге». Художник написал ее в 1873 году. Она имела  большой успех не только в России, но и за рубежом. После работы над этой картины художник отправляется в путешествие по Европе. Однако, заграничная поездка  приносит Репину только  разочарование и он уже в 1876 году возвращается на родину.

В России художник сначала недолго живет в Чугуеве, потом в 1877 году поселяется в Москве, а затем в 1882 году возвращается в город своей молодости Санкт-Петербург. Частые переезды ни в коей мере не мешают Репину заниматься своим любимым творчеством. Он много работает в разных жанрах и создает и портреты, и картины на историческую и социальную темы, и даже полотна со сказочными сюжетами.

В 1900 году Репин женится и переезжает в имение своей жены в город Куоккалу в Финляндии. В связи с революцией в России Финляндия в 1918 году обретает независимости и художник оказывается оторванным от родины.

Советское правительство не раз предлагало художнику вернуться в Россию, но он так и продолжал жить в Финляндии. В 1930 году уже в довольно преклонном возрасте Репин скончался  в своем имении в Пенатах.

Трагедия картины

В творчестве Репина, конечно же,  много картин, достойных внимания, но мне хочется рассказать об одном полотне, судьба которого отличается своей трагичностью. Это «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», написанная в 1885 году.

На полотне изображена драматическая ситуация: Иван Грозный держит в своих объятиях сына, убитого им в гневе.  Необычайно поражает выражение лица отца-убийцы, на котором одновременно присутствуют и раскаяние, и дикое безумство.

Надо отметить, что картина за свою жизнь уже два раза подвергалась нападениям вандалов. Первый раз в 1913 году она была разрезана ножом, а второй раз уже в 2018 году повреждена металлической стойкой ограждения. К сожалению, в настоящее время полотно находится на реставрации и зрителю оно не доступно.

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885 год, Илья Репин
Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885 год, Илья Репин

Михаил Врубель (1856-1910) — залы № 32-34

Михаила Врубеля, пожалуй, можно назвать самым необычным художником Третьяковской галереи. Он родился в 1856 году в семье военного в Омске. Способность к живописи проявилась у Врубеля еще в детстве. Однако, сначала будущий художник стал обучаться  юридической специальности.

Желание стать профессиональным художником пришло позднее. В 1880 году Врубель поступает в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. К сожалению, художник так ее и не закончил. Через три года его приглашают на работу в Киев и обещают там хороший заработок. В Киеве Врубель провел примерно около десяти лет своей жизни.

Далее в 1890 году художник переезжает жить в Москву и становится очень известным среди московской публики. Здесь он сначала снимает квартиру, а потом переезжает жить в имение Абрамцево, принадлежащее семейству Мамонтовых. В имении Врубель неожиданно увлекается искусством керамики и скульптурой, конечно же, не оставляя при этом  и  свое основное занятие живописью.

В 1898 году у художника появились первые симптомы психической болезни. По этой причине ему пришлось долго лечиться в клинике. Однако, полного выздоровления у Врубеля так и не наступило. Болезнь с завидной регулярностью возвращалась снова и снова. В 1906 году Врубеля постигла новая беда: он совсем ослеп. Это событие поставило жирную точку в его творчестве.

Последние годы своей жизни Врубель провел в больнице, где и скончался в 1910 году от паралича.

Надо сказать, что творчество художника точно такое же необычное, как и вся его жизнь. Примером тому является картина «Демон», написанная Врубелем в 1890 году. Ее герой — демон или злой дух, но у Врубеля он «не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, и, при всем этом дух величавый и властный».

Демон. 1890 год, Михаил Врубель
Демон. 1890 год, Михаил Врубель

Отдых у Врубеля

В залах с картинами Врубеля Третьяковская галерея предоставляет своим посетителям хорошую возможность отдохнуть. Здесь в просторном помещении много удобных кресел, которые после продолжительной ходьбы как нельзя кстати. Немного отдохнув, мы спускаемся на первый этаж и снова погружаемся в неповторимый мир искусства.

Третьяковская галерея: русская живопись второй половины XIX — начала XX веков. 1 этаж

Василий Поленов (1844-1927) — зал №35

Василий Поленов родился в 1844 году в дворянской семье в Санкт-Петербурге. Живописью мальчик увлекался  с самого детства, однако, в 1863 году он поступил учиться совсем на другую физико-математическую специальность в Санкт-Петербургский университет. Но детское увлечение живописью заставило Поленова  параллельно посещать еще и занятия  в Императорской Академии художеств.

Надо сказать, окончив свое обучение, Поленов долго жил и писал картины за границей. В Россию он вернулся  только 1876 году. Его последующую жизнь на родине нельзя назвать спокойной. Поленов участвовал в русско-турецкой войне, затем путешествовал  по Ближнему Востоку и библейским местам. Все его впечатления от поездок впоследствии легли в основу сюжетов его картин.

Будучи уже в зрелом возрасте, в 1890 году Поленов приобретает небольшое имение в Тульской области, в котором он провел все последние годы своей жизни. В 1927 году, кстати, уже при советской власти  художника не стало.

Поленов считается разноплановым живописцем. В его творчестве присутствуют пейзажи,  исторические полотна, картины на религиозные и бытовые темы. Мне лично из всех приглянулась его картина «Бабушкин сад». На ней запечатлен реальный московский особняк, весь утопающий в зелени.

Картина создана в 1878 году. Глядя на нее, создается ощущение, что ты сам находишься внутри этого уютного светлого дворика перед большим, правда, уже немного обветшавшим домом. Не знаю, как у других, но у меня и сюжет, и краски картины  вызвали светлое и какое-то очень умиротворяющее настроение.

Бабушкин сад. 1878 год, Василий Поленов
Бабушкин сад. 1878 год, Василий Поленов

Исаак Левитан (1860-1900) — зал №37

Исаак Левитан появился на свет в 1860 году в местечке Кибарты, которое в настоящее время находится в Литве, а в то время это была Российская империя. Его родители были образованные, но обедневшие евреи.

В 1870 году семья, надеясь поправить свое материальное положение, переехала в Москву. Там Левитан в 1871 году поступает учиться в Московское училище  живописи, ваяния  и зодчества. Во время учебы в Москве один за другим умирают родители Левитана, а в 1879 году художника как еврея власти высылают из города. Это произошло после покушения на царя Александра II.

Два года Левитан с сестрой и братом живут в Подмосковье, затем снова возвращаются в Москву. Все это время Левитан испытывает материальные трудности, что существенным образом сказывается на его здоровье.

К счастью, со второй половины 1880-х годов финансовое положение художника благодаря  его таланту и пришедшей известности постепенно улучшается. Левитан отправляется в путешествие за границу, а также ездит в Крым и в другие уголки России.

В 1896 году у Левитана начались серьезные  проблемы с сердцем. Чтобы поправить здоровье, он едет в Италию, затем в Крым. Однако, лечение не приносит долгожданного выздоровления. Сердце уже болит постоянно, Левитан с трудом передвигается. Летом 1900 года художник, уже находясь у себя дома в Москве, скончался.

Без всякого сомнения, Левитан — это художник-пейзажист. Об этом красноречиво говорят все его картины. Одна из них «Золотая осень», написанная в 1895 году в имении Турчаниновых под Тверью.

Сюжет картины довольно прост: речка, деревья с пожелтевшей листвой и бескрайние поля вдали. Но яркие краски и наполненность солнечным светом создают ощущение праздника и торжества природы. По-моему, смотрится невероятно красиво.

Золотая осень. 1895 год, Исаак Левитан
Золотая осень. 1895 год, Исаак Левитан

Игорь Грабарь (1871-1960) — зал №38

Игорь Грабарь родился в 1871 году в Венгрии в городе Будапеште в семье общественного деятеля. Примерно в 1879-1880 годы он вместе с семьей переехал жить в Россию в Москву.

В 1893 году Грабарь закончил Санкт-Петербургский университет и получил диплом юриста. Однако, профессиональным юристом он так и не стал, а в 1894 году начал учиться в Императорской Академии художеств.

В 1903 году Грабарь снова оказывается в Москве, где активно участвует в выставках и становится довольно известным художником. Кроме занятия живописью, художник, особенно уже в советский период, ведет просветительскую и исследовательскую работу. Он пишет статьи, читает лекции, активно участвует в культурной жизни страны. Умер Грабарь в Москве в возрасте 79 лет.

В творчестве художника основное место занимают пейзажи. Третьяковская галерея — счастливая обладательница одного из них. Это картина «Февральская лазурь», написанная в 1904 году.

Если говорить честно, то я бы, если бы не эта картина, прошла бы, наверное, мимо полотен этого художника. Но взгляд упал на нее и задержался. Завораживающее зрелище: такая настоящая сияющая небом и снегом русская зима. Кстати, и место подходящее в статье для картины: сразу за осенью Левитана идет.

Февральская лазурь. 1904 год, Игорь Грабарь
Февральская лазурь. 1904 год, Игорь Грабарь

Валентин Серов (1865-1911) — залы №41-42

Валентин Серов — уроженец Санкт-Петербурга. Он родился в 1865 году в семье композитора. В 1871 году его отец умер, мать уехала в Мюнхен, и мальчику пришлось провести какое-то время одному в коммуне под Смоленском. Здесь и проявились впервые его способности к рисованию.

В 1872 году он едет к матери в Германию и там продолжает развивать свой талант к живописи. Затем в 1875 году возвращается в Россию в Москву. Здесь в 1878-1879 он пишет свою первую картину.

В 1880 году Серов поступает учиться в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, а в 1884 году в его творчестве появляются картины, которые приносят ему, наконец, большой успех у зрителей.

В творчестве Серова превалирует портретная живопись, хотя есть у него и много прекрасных полотен с пейзажами.  К началу двадцатого века Серов становится довольно высокооплачиваемым художником. Он берет за свои картины немалые  деньги по тысяче рублей за полотно.

Однако, как справедливо говорят, здоровье не купишь. Несмотря на хорошее материальное положение, слабое сердце художника не дает ему прожить долгую жизнь. Серов скончался в Москве в возрасте 46 лет.

«Девочка с персиками» — лучший пример портретной живописи художника. На ней изображена дочь владельца имения Мамонтова Абрамцево, в котором художник часто отдыхал летом. Картина создана в 1887 году. Удивительно, но несмотря на то, что девочка позировала художнику каждый день около двух месяцев, она не выглядит измученной. У нее очень заинтересованный и живой вид и совсем не заметно ни скуки, ни усталости.

Образ ребенка удачно дополняет интерьер дома Мамонтовых: стол с персиками, закрытое окно за спиной, керамическая тарелка и спинки стульев. Все эти многочисленные тщательно выписанные художником детали картины хочется рассматривать отдельно от главного персонажа.

Девочка с персиками. 1887 год, Валентин Серов
Девочка с персиками. 1887 год, Валентин Серов

Константин Коровин (1861-1939) — зал №43

Константин Коровин родился в 1861 году в Москве в купеческой семье. В четырнадцать лет будущий художник поступил учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. После его окончания начал учебу в Императорской Академии художеств, но, разочаровавшись в преподавателях, вскоре ушел из нее.

В поисках сюжетов для своих картин Коровин много путешествовал как по России, так и за границу. Впечатления от поездок он впоследствии воплотил во многие свои полотна. Кроме живописи Серов также серьезно увлекается работой в театре. Там он создает театральные декорации и  костюмы для спектаклей.

В начале двадцатого века художник строит себе дом в деревне Охотино под Ярославлем, а также дачу для летнего отдыха в крымском Гурзуфе. В 1922 году после революции и гражданской войны Коровин покидает Россию. Он поселяется в любимом Париже, в котором после семнадцати лет жизни его  прямо на улице настигает смерть от сердечного приступа.

Кстати, в связи с ухудшением зрения последнее время перед смертью художник оставил живопись и принялся писать рассказы. Надо сказать, его литературное творчество  было такое же талантливое, как и его живопись.

Коровин по праву считается мастером пейзажа и натюрморта. Особое место в его творчестве занимают зарисовки сурового Севера и уютных парижских улочек. Однако, мне хотелось бы выделить среди его картин полотно «В саду. Гурзуф», написанное в 1914 году. Эта картина совсем не о зиме или загранице, она о России и лете.

На картине в тени деревьев изображены, скорее всего, дачники на отдыхе: три женщины и мужчина. Вроде бы сюжет картины довольно прост, но, как мне кажется, подан художником очень необычно. При первом взгляде фигуры людей на пестром фоне почти не заметны. Но стоит присмотреться повнимательнее, привыкнуть глазу к этой, вроде бы, пестроте, и от картины невозможно оторвать взгляд.

В саду. Гурзуф. 1914 год. Константин Коровин
В саду. Гурзуф. 1914 год. Константин Коровин

Третьяковская галерея — женское лицо. Зинаида Серебрякова (1884-1967) — зал №44

Зинаида Серебрякова — единственная женщина — художница Третьяковки. Она родилась в 1884 году в имении Нескучное. Это место на сегодняшний день находится за пределами России на Украине. Серебрякова принадлежала к  семье Бенуа-Лансере, из которой вышли многие известные российские деятели  культуры и искусства. Отец художницы был довольно знаменитым скульптором.

После окончания гимназии Серебрякова в 1900 году поступает в художественную школу в Санкт-Петербурге, затем в 1905-1906 годах продолжает обучение в художественной академии в Париже. К 1914 году имя художницы становится уже довольно известным, к ней приходит большой успех.

Однако, революция 1917 года вносит в благополучную жизнь художницы кардинальные изменения. Умирает ее муж, Серебрякова остается одна с четырьмя детьми почти без средств к существованию. На тот момент художница проживала на Украине. Ее положение было настолько бедственным, что ей вместо красок приходилось пользоваться для своих рисунков углем и карандашами.

В 1920 году семья Серебряковых переезжает в Петроград. Здесь им приходится жить в довольно стесненных условиях. Дело в том, что в их квартиру  местные власти в целях «уплотнения» подселяют артистов театра.

В 1924 году Серебрякова уезжает работать по приглашению в Париж, однако, обратный путь на родину для нее оказывается закрытым. Серебряковой с трудом удается переправить к себе двоих детей, остальные же остаются в России оторванными от родной матери. Только во время хрущевской оттепели через 36 лет разлуки Серебряковой, наконец-то, разрешают общаться со своими родными и близкими.

Последние годы жизни художница так и провела в Париже, где скончалась от инсульта в возрасте 82 лет.

Главное место в творчестве Серебряковой занимает портретная живопись. Пожалуй, самым интересным ее полотном является «За туалетом. Автопортрет», написанное в 1909 году. На картине — сама художница, вернее, ее отражение в зеркале. Образ женщины — очень живой,  обаятельный, даже несколько  игривый. Он весь насыщен какой-то радостной теплотой и домашним уютом.

За туалетом. Автопортрет. 1909 год, Зинаида Серебрякова
За туалетом. Автопортрет. 1909 год, Зинаида Серебрякова

Третьяковская галерея: древнерусская живопись

Надо сказать, Третьяковская галерея обладает уникальной коллекцией древнерусской живописи, которая занимает последние несколько залов Третьяковки. Скажу честно, я не являюсь особым ценителем древнерусского искусства, но о двух  иконописцах в своей статье все же расскажу.

Феофан Грек (1340-1410) — зал №59

Феофан Грек родился примерно в 1340 году в Византии, собственно поэтому и получил свое прозвище Грек. В Россию он приехал в 1370 году и долгое время жил в Новгороде, где занимался росписью церквей. Одна из таких церквей — это церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Там до сих пор сохранились фрески этого мастера.

Где-то примерно в 1390-е годы Феофан Грек приезжает в Москву, в которой занимается оформлением храмов, а также росписью икон, книжной графикой. Одной из икон, приписываемых кисти этого мастера, является Донская икона Божией Матери. Очень трогательное изображение матери и дитя, абсолютное воплощение любви и милосердия.

Точная дата смерти иконописца неизвестна. Умер он примерно около 1410 года.

Донская икона Божией Матери. Феофан Грек
Донская икона Божией Матери. Феофан Грек

Андрей Рублев (1360-1428) — зал №60

Из-за давности лет сведений о русском иконописце Андрее Рублеве очень мало. Впрочем, также как и о предыдущем живописце Феофане Греке. Родился Рублев предположительно в 1360 году где-то в Московском княжестве.

Первое письменное упоминание о нем в летописи появилось в 1405 году, когда он вместе с Греком расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле. В этом же году по некоторым источникам он принял монашеский постриг в Андрониковом монастыре. Там же в монастыре он в 1428 году и скончался от разразившейся в то время в Москве чумы.

Главным шедевром Андрея Рублева считается икона «Троица», точная дата создания ее неизвестна. В основу иконы положен библейский сюжет. На ней изображены за столом три ангела, пришедшие в дом Авраама. За трапезой ангелы предсказывают Аврааму рождение сына Исаака, от которого пойдет «народ великий и сильный».

Глядя на икону, надо отметить, что и много веков назад наш народ мог очень достойно рисовать.

Троица. Андрей Рублев
Троица. Андрей Рублев

Ну вот, наша экскурсия и закончилась. Хотя все картины остались позади, но их образы, конечно же, остались в нашей памяти. Думаю, что Третьяковская галерея еще не раз порадует нас  своими выставками и встречами с новыми, возможно, еще неизвестными нам художниками.

Кстати, русская живопись представлена не только в здании в Лаврушинском переулке. Новая Третьяковская галерея находится по адресу: Москва, Крымский вал, 10. Здесь можно познакомиться с современной русской живописью XX — начала XXI веков.

Кроме этого Третьяковская галерея обладает еще рядом других зданий. Из них хотелось бы особо выделить музей Васнецова, в котором творчество этого художника представлено более широко, чем в Третьяковке.

В общем, друзья мои, вперед, Третьяковская галерея вас с нетерпением ждет!

С этой статьей читают: