Тольятти оказался на нашем пути из Самары в Саратов. А вообще, все три города вошли в наше 20-дневное путешествие по европейской части России. Надо сказать, в Тольятти мы остановились ненадолго. Но, как мне кажется, самые главные достопримечательности города нам все же посмотреть удалось. Хотя, конечно, я могу и ошибаться.
Таких достопримечательностей всего две: музей АВТОВАЗа и Технический музей имени Сахарова. Мало? Да, так и есть. Однако все объясняется очень просто. Тольятти застраивался в советское время типовыми домами без особых изысков.
Итак, приступим. Начнем мы, как обычно, с небольшого экскурса в прошлое Тольятти.
Тольятти: краткая история
Как уже говорилось, Тольятти — современный город. Он строился не так давно, в середине 20 века. По этой причине в нем нет старинных зданий. Весь город составляют типовые, в основном, советские постройки.
Кстати, первоначально город назывался Ставрополем. Новое имя, в честь итальянского коммуниста Тольятти, он получил в 1964 году. Почему городу дали именно это имя, неизвестно. Сам коммунист никак с городом не связан. Но вообще, для российского города название «Тольятти» звучит не совсем обычно. Немного странно, что городу не вернули прежнее имя Ставрополь.
Надо сказать, с самого начала Тольятти развивался очень быстро. Одновременно с жилищным строительством здесь возводился крупнейший в Советском Союзе автомобильный завод. С его появлением Тольятти стал столицей отечественного автопрома. Кстати, автозавод нашей стране помогала строить итальянская компания ФИАТ.
Шли годы, предприятие развивалось и в конце концов преобразовалось в современный концерн АВТОВАЗ. Стоит отметить, что и в настоящее время этот концерн играет в экономике Тольятти «главную скрипку». Хотя в городе, конечно, работают и другие предприятия.
Музей АВТОВАЗа
Несмотря на то, что советское время ушло в прошлое, АВТОВАЗ бережно хранит свои традиции. Этому способствовало создание музея при АВТОВАЗе. В нем представлена вся линейка автомобилей, когда-либо выпускаемых предприятием. Надо сказать, Музей совсем еще молодой, ему всего 45 лет.
Первый экспонат музея значительно старше самого музея. Вишневый автомобиль марки «Жигули» собран в 1970 году. Он добросовестно служил владельцу целых 19 лет.
Надо сказать, АВТОВАЗ за недолгое время быстро нарастил свои мощности. В 1973 году завод уже выпустил миллионный автомобиль.
В 1990-е годы АВТОВАЗ отказался от прежнего названия марки «Жигули» и заменил ее на «LADA».
Кстати, название «Жигули» произошло от названия Жигулевских гор. Они возвышаются как раз напротив Тольятти на другом берегу Волги.
В 1991 году АВТОВАЗ отметил свой 25 юбилей. В честь этого события был выпущен юбилейный автомобиль LADA. Машина отличалась от своих собратьев оригинальностью. На ее капоте разместились фамилии всех сотрудников, работавших в то время на предприятии.
На следующем голубом автомобиле в 1994 году ездил, хотя и совсем недолго, президент России Борис Ельцин.
Владимиру Путину тоже как и Ельцину пришлось осваивать автомобиль АВТОВАЗА. Ему досталась желтая машина. Будучи председателем правительства, Путин в 2010 году проехал на ней довольно большой путь по трассе Чита-Хабаровск.
В память об этом событии на капоте автомобиля красуется размашистая подпись президента.
Большой интерес вызвал и уникальный автомобиль, проработавший целое десятилетие в Антарктиде. Автомобиль эксплуатировался с 1990 по 2000 год на российской станции «Беллинсгаузен». На боку машины — очаровательные пингвины и ностальгическая надпись «СССР». Интересно, что к концу службы этого автомобиля такой страны как СССР уже не было. А машинка все еще хранит память о давно ушедшем…
А дальше, еще одна машина с необычной историей. Она была выпущена в 1975 году и принадлежала гражданину Чехии. В 2017-2018 годах автомобиль совершил кругосветное путешествие по 4 материкам. Кажется, что это вообще как-то нереально. А если еще учесть, что на тот момент автомобилю было уже более сорока лет, так получается вообще какая-то фантастика.
Автомобили АВТОВАЗА проявили себя не только в кругосветках, но и в автогонках. Например, в 2014 году в Пекине наша LADA дважды занимала призовые места.
Электромобили
Надо сказать, АВТОВАЗ делал попытки собрать и свой электромобиль. И хотя такие машины создавались, к сожалению, дальше единичных моделей дело не шло.
Так в 1998 году АВТОВАЗ выпустил первый экспериментальный электромобиль. Однако в серию электромобиль так и не запустили, а единственный экземпляр оказался в музее. Вид у машинки, надо сказать, довольно экстравагантный.
Там же в музее стоит вот такая электрокроха. Это детский прогулочный электромобиль с ласковым названием «Пони». Эту кроху разработали еще в советское время, на рубеже 1980-х годов. Серийно «Пони», как и предыдущий электромобиль, не выпускалось.
Ну и последняя красавица — красная LADA GRANTA. Этот автомобиль был выпущен АВТОВАЗом совсем недавно, в 2020 году и стал 30-миллионным.
Недалеко от Музея АВТОВАЗа находится огромный парк машин и военного, и гражданского назначения. Он называется «Парковый комплекс истории техники имени К. Г. Сахарова.
Тольятти: Парковый комплекс истории техники имени К. Г. Сахарова (Технический музей)
Парковый комплекс истории техники или Технический музей открылся в 2001 году при АВТОВАЗе. В 2014 году комплекс передали в собственность города и он стал муниципальным музеем. На территории Технического музея разместилось просто море техники. Здесь собрано более 450 экспонатов разных временных отрезков.
Конечно, главным из них является подводная лодка. С нее мы, пожалуй, и начнем.
Подводная лодка произведена в Нижнем Новгороде в 1980 году. Она несла службу в Северном и Средиземноморском морях. В 1998 году лодка участвовала в съемках фильма «Особенности национальной рыбалки». В 2005 году лодка ушла «на пенсию» и поступила в Технический музей.
Так устрашающе подводная лодка выглядит спереди… Кажется, еще секунда и из нее вылетит снаряд.
А это задняя часть субмарины. Конечно, в натуральном виде подводная лодка смотрится гораздо величественнее и масштабнее, чем на фотографии. Эдакая бронированная громадина, напичканная смертоносным оружием.
При большом желании за отдельную плату можно осмотреть и внутреннюю часть лодки.
Кроме подводной лодки в коллекцию музея входит еще масса всего интересного. Чего тут только нет? Здесь тебе и авиационная техника,
и железнодорожная техника,
и автомобильная техника,
а еще и бронетехника,
и артиллерия, и многое-многое другое…
Надо сказать, по территории музея можно гулять часами. Техники здесь на любой даже самый изощренный вкус. Особое раздолье здесь для мальчишек. Можно все потрогать руками.
Экспозиция о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Большая часть музея посвящена военному периоду 1941-1945 гг. Экспонаты музея с большой достоверностью рассказывают, как и чем жила наша страна во время Великой Отечественной войны.
Так выглядело бомбоубежище времен войны. Тут тебе и места для отдыха, и знакомые всем противогазы, и инвентарь в ящиках… Кто-то заботливой рукой подписал все ящики: «Лопаты, молотки, ведры…»
А это комната после обстрела, а в ней разбитая детская кроватка… Ужас!
К счастью, этой квартире повезло. Сюда не попал снаряд и сохранилась вся обстановка дома. Судя по ней, люди в то время жили очень скромно и просто. Одна стиральная доска у шкафа вместо современной стиральной машины-автомата — чего стоит…
О жизни людей расскажут и дневниковые записи на стенах музея. Когда читаешь эти строки, хочется плакать… Смерть, голод, бомбежки и так почти каждый день… Конечно, после всех этих откровений очень тяжелое впечатление. Зато потом выходишь на улицу и просто радуешься солнышку и голубому небу над головой. Ура, мир!
После такого обилия информации голова сильно устала. Впрочем, из-за огромной площади музея ногам тоже пришлось нелегко. Хотя, если говорить честно, мы даже обошли не все.
Конечно, выставка впечатляющая. Наверное, это единственное место в России с таким большим количеством разнообразных экспонатов. По крайней мере, я еще такого нигде не встречала. Хотя, кто знает, Россия большая…
Ну вот мы и прощаемся с городом Тольятти, а впереди нас ждет Сызрань, а потом Саратов.