Полоцк в Белоруссии, что посмотреть и крест

Полоцк — самый древний город Белоруссии. Он расположен на севере страны на берегах реки Северной Двины при впадении в нее Полоты. Полоцк — небольшой город. В нем живет около 80 тысяч человек, четверо из пяти жителей — белорусы.

Датой основания Полоцка считается 862 год, когда город впервые упоминается в письменных источниках.

Однако поселение людей существовало в этим местах и раньше. Об этом свидетельствуют археологические раскопки. Жили здесь славяне, а кто ими правил история умалчивает. В 862 году, как говорит летопись, в Новгород пришел княжить варяг Рюрик. Он то и поставил одного из своих приближенных управлять полоцкими  землями.

Имя первого князя Полоцка не сохранилось. Первый, кто упоминается в летописях, так это князь Рогволод. Он княжил в Полоцке во второй половине 10 века. В 988 году княжеский престол занял его внук Изяслав. Он был сыном дочери Рогволода Рогнеды и великого киевского князя Владимира. Изяслав стал родоначальником династии полоцких князей Изяславичей.

Весь период своего существования полоцкое княжество, как и другие древнерусские княжества, воевало со своими соседями. Это были литовцы, крестоносцы, а также другие русские князья. В конце концов в этом противостоянии победили первые и в 1392 году полоцкие земли оказываются в составе Великого княжества литовского.

В 1569 году Великое княжество литовское  объединилось в единое государство с Польшей под названием Речь Посполитая и Полоцк оказался в этом новом образовании.

После раздела Речи Посполитой между Австрией, Пруссией и Россией в конце 18 века Полоцк стал российским городом. После революции и образования Союза Советских Социалистических Республик (СССР) в 1924 году Полоцк оказался в составе Белорусской республики. В 1991 году СССР распался и Полоцк стал частью независимого государства, которое  в официальных документах сейчас носит название «Республика Беларусь».

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. тогда еще советский Полоцк на три года оказался в немецкой оккупации. За этот период времени население города существенно сократилось. Сам же Полоцк был сильно разрушен. Война уничтожила и многие достопримечательности города. После войны город быстро восстановили и он продолжал жить и развиваться дальше как провинция. На первые позиции Полоцк так уже никогда и не вышел.

Хотя Полоцк давно потерял былую мощь, однако в память о тех славных временах в нем сохранились две древние святыни. Собственно, чтобы их увидеть, сюда и едут туристы.

Чтобы составить общее впечатление о Полоцке, достаточно пройтись по главной улице проспекту Франциска Скорины. В самом конце проспекта находится первая достопримечательность города — Софийский собор. Вторая достопримечательность  монастырь Евфросинии Полоцкой располагается в некотором отдалении от центра города.

Проспект Франциска Скорины в Полоцке

Проспект Франциска Скорины формировался в начале 20 века и первоначально носил имя Карла Маркса. В 2000-е годы проспект переименовали и назвали в честь Франциска Скорины — белорусского первопечатника 15-16 веков. Полоцк — родина Скорины. В этих местах он родился и провел первые годы своей жизни.

На проспекте еще в советское время в 1974 году первопечатнику установили памятник. Он сохранился до наших дней. От него то мы и начали свой путь к Софийскому собору, попутно знакомясь с Полоцком.

От памятника мы выходим на зеленый бульвар, который занимает середину проспекта Франциска Скорины и сразу нам встречается вот такой симпатичный кораблик по мотивам герба Полоцка.

Чуть дальше от него памятный знак «Полоцк — географический центр Европы». За это звание Центра Европы «сражаются» многие европейские города. Белорусские ученые решили, что Центр находится здесь на главной улице Полоцка.

Вдоль проспекта Франциска Скорины высятся красивые ухоженные дома, построенные в советское послевоенное время. Как уже говорилось Полоцк в войну 1941-1945 гг. был сильно разрушен.

Полоцк: Софийский собор

Полоцкий Софийский собор стоит на высокой горе в конце проспекта. Эту гору, как и собор, тоже называют Софийской. Уже издалека видно, что храм мало похож на традиционную православную церковь, а скорее напоминает католический храм. Сказалось долгое польское влияние на эти земли.

Первоначально же Софийский собор в Полоцке был построен в византийском стиле. Однако за долгие годы своего существования храм неоднократно перестраивался и дошел до нас в сильно измененном виде. Каким первоначально был Софийский собор в Полоцке, можно увидеть в местном музее.

Полоцкий Софийский собор — очень древний храм. Он строился в середине 11 века почти одновременно с Софийским собором в Великом Новгороде.

Возводился он при полоцком князе Всеславе — внуке Изяслава. До 17 века храм принадлежал православной церкви. Однако после вхождения Полоцка в 1569 году в Речь Посполитую на этих землях растет влияние католической церкви и Софийский собор переходит то к католикам, то к православным.

В 1705 году Полоцк посетил русский царь Петр I. Тогда как раз шла Северная война со Швецией и Россия с Речью Посполитой были в ней союзниками. Во время визита царя в Софийский собор произошел конфликт. Согласно архивным документам монахи-католики вели себя дерзко и за это поплатились жизнью. В гневе Петр I был скор на расправу.

После инцидента царь хотел передать собор православной общине, но она отказалась его принять. Верующие  побоялись, что после ухода русской армии на них начнутся гонения. Тогда Петр I решил занять часть храма под пороховой склад. В 1710 году порох взорвался и собор превратился в руины. Таким он простоял до 1738 года, когда им занялись католики. Они перестроили Софийский собор по своему вкусу в стиле виленского барокко. Его-то мы и видим сейчас. От первоначального византийского стиля не осталось и следа.

Прошло время и Полоцк, как уже говорилось в начале, стал русским городом. Вместе с этим в конце 18 века  Софийский собор снова стал православным храмом. В этом качестве он просуществовал до самой революции 1917 года. В советский период Софийский собор был закрыт, но, к счастью, остался цел. Его занял музей, который работает в храме до сих пор.

Полоцкий Борисов камень

Недалеко от Софийского собора лежит огромный валун под названием «Борисов камень». На нем выбиты крест и надпись «Господи, помоги рабу твоему Борису». К сожалению, крест еще можно увидеть, а вот слова едва ли кто может рассмотреть.

Камень первоначально находился в другом месте в 5 километрах от Полоцка на берегу Западной Двины. К Софийскому собору его доставили в 1981 году, где он лежит и сегодня.

Борисов камень около Софийского собора не единственный в Белоруссии. Таких валунов несколько и на всех них просьба некоего Бориса к богу о помощи. По одной из версий надписи сделаны в 11-12 веках по приказу полоцкого князя Бориса. А молил князь бога, вероятно, о хорошем урожае. В те времена голод был в этих краях не редкостью. Хотя, конечно, по прошествии стольких лет вряд ли можно сказать точно, о чем молился князь Борис.

Местные говорят, что Борисов камень исполняет желания. Стоит только дотронуться до него и обойти три раза.

Недалеко от Борисова камня из-под земли бьет целебный ключ Иоанна Крестителя. А на площадке перед ним возвышаются три загадочных камня с отверстиями. Что означает эта каменная композиция, осталось для нас тайной.

Софийский собор стоит на том самом месте, где когда-то находилась древняя полоцкая крепость. Как раз недалеко от храма река Полота впадает в Западную Двину. В 2017 году здесь на берегу Западной Двины местные власти установили памятник «Полоцк-колыбель белорусской государственности».

Памятник состоит из ряда воинских щитов, на которых с одной стороны изображены почитаемые белорусами исторические личности, а с другой стороны перечислены важные этапы в создании белорусского государства. По форме памятник напоминает колыбель, созвучную с самим названием.

Среди множества изображений на памятнике есть и лицо создательницы местного монастыря Евфросинии Полоцкой. Туда мы и отправились по улице Евфросинии Полоцкой..

Полоцк: Спасо-Евфросиниевский монастырь

Спасо-Евфросиниевский монастырь — один из самых древних монастырей Белоруссии. Основала его полоцкая княгиня Евфросиния. Судьба этой женщины уникальна. Родилась она в 1101 году в княжеской семье Изяславичей и могла бы стать женой родовитого князя. Однако девочка отказалась от завидного замужества и в 12 лет постриглась в монахини. Прошло какое-то время и она поселилась в келье при Софийском соборе и занялась перепиской монастырских книг.

Однажды, как рассказывает предание, Евфросинии приснился ангел, который сподвиг ее на строительство монастыря в Сельце под Полоцком. Сон не прошел даром и воодушевленная монахиня принялась за дело.

К 1161 году усилиями Евфросинии у Сельца была возведена первая Спасо-Преображенская церковь. Остальные монастырские храмы и колокольня появились на несколько столетий позже этой церкви, уже в 19 веке. Главные из них — Кресто-Воздвиженский собор, Свято-Евфросиниевский храм и надвратная колокольня.

До конца 16 века Спасо-Евфросиниевский монастырь был православным. Однако когда Полоцк оказался в составе Речи Посполитой монастырь попал к католикам-иезуитам. Православие сюда вернулось в начале 19 века, когда Полоцк снова стал русским городом.

Начало 20 века внесло кардинальные изменения в жизнь монастыря. После революции новая советская власть начала борьбу с религией и в 1920-е годы обитель закрыла. Возрождение монастыря началось в конце 1980-х годов, когда монастырь вернули верующим.

Спасо-Преображенская церковь

Спасо-Преображенская церквоь, как уже говорилось, строилась при самой Евфросинии Полоцкой и чудом дошла до наших дней. Конечно, за долгое время существования храм изменил свой внешний облик, но вся древняя кладка осталась нетронутой.

Спасо-Преображенская церковь до образования Речи Посполитой была православным храмом. В конце 16 века ее передали католикам и превратили в костел, а древние фрески покрыли побелкой. В 19 веке, как уже говорилось, Полоцк стал русским городом. Вместе с этим и Спасо-Преображенская церковь снова стала православным храмом.

В 1910 году в монастыре произошло важное событие — возвращение в обитель мощей Евфросинии Полоцкой. Дело в том, что в конце жизни в 1167 году  преподобная поехала в святую землю в Иерусалим. Там же она скончалась, там же ее и похоронили. Через несколько лет тело перевезли в Киев и захоронили в Киево-Печорской лавре. Потом прошло еще много лет и мощи преподобной отправились на родину в Полоцк.

В советское время Спасо-Преображенскую церковь на какое-то время закрыли, но потом снова открыли. Храм проводил богослужения, хотя сам монастырь в это время был закрыт. К счастью, в нем сохранились и мощи Евфросинии Полоцкой. Сохранилась и древняя фресковая живопись храма. В настоящее время в Спасо- Преображенской церкви проводятся работы по раскрытию этих фресок.

Кроме фресок на стенах храма обнаружены  древние граффити — надписи, сделанные острыми предметами. О разном пишут жители древнего Полоцка. Например, один из местных сообщает о смерти в 1492 году польского короля Казимира и вступлении на престол его сына Александра.

Сегодня Спасо-Преображенская церковь находится на реставрации и поэтому стоит в лесах. Мощи преподобной Евфросинии на время перенесены в соседний Кресто-Воздвиженский собор.

Полоцкая Спасо-Преображенская церковь изображена на денежной купюре в 10 белорусских рублей.

Кресто-Воздвиженский собор

В 1897 году рядом со Спасо-Преображенской церковью открылся новый Кресто-Воздвиженский собор. Спасо-Евфросиниевский монастырь был настолько популярным в то время, что в уже существующих храмах не хватало места.

До революции в Кресто-Воздвиженском соборе проводились все праздничные богослужения. На это время мощи святой Евфросинии Полоцкой переносили сюда, а потом возвращали в Спасо-Преображенский собор на постоянное место. В 2006 году в связи с ремонтными работами мощи находятся в Кресто-Воздвиженском соборе постоянно. Здесь же хранится и легендарный крест Евфросинии Полоцкой, но о нем речь пойдет ниже.

В советское время Кресто-Воздвиженский собор был закрыт и постепенно пришел в плачевное состояние. Свою лепту в обветшание храма внесли и войны: сначала Гражданская, потом Великая Отечественная. Во время последней храм заняли немцы, а рядом за колючей проволокой содержались советские военнопленные. Только в 1980-е годы власти озаботились плохим состоянием собора и началось его восстановление.

Свято-Евфросиниевский храм

Третий Свято-Евфросиниевский храм открылся в 1842 году в одной из жилых монастырских построек. За вторую половину 19 века его неоднократно перестраивали и он дошел до нас в сильно измененном виде.

Колокольня

Первую колокольню в Спасо-Евфросиниевском монастыре построили в 1832 году рядом со Спасо-Преображенским храмом. Однако она была деревянной и простояла недолго. В 1882 году над святыми монастырскими воротами воздвигли новую каменную. Что точно случилось с колокольней дальше, история умалчивает, но к 1950-м годам она была разрушена. Ее восстановили только в 1990-е годы.

Кроме храмов в монастыре есть и другие постройки. Это монашеские кельи, трапезная и все остальное, что необходимо для полноценной жизни обители. По пути к монастырю встретилось старинное здание из красного кирпича. Сегодня его занимает лесной колледж, а в царское время в нем размещалось епархиальное училище.

Епархиальное училище

Здание епархиального училища построено в 1908 году и до революции принадлежало Спасо-Евфросиниевскому монастырю. В нем учились девочки. Училище давало им «путевку в жизнь». После него девушки могли работать домашними учительницами без сдачи дополнительных экзаменов. После революции училище закрыли, а его помещения отдали лесному техникуму. Здание хотя и старое, но выглядит достойно.

Полоцк: Крест Евфросинии Полоцкой

Как уже говорилось, основательницей Спасо-Евфросиниевского монастыря была княгиня, а потом игуменья Евфросиния Полоцкая. В 1161 году заказала она у мастера по имени Лазарь напрестольный крест для Спасо-Преображенской церкви. Крест отделали драгоценными металлами, камнями и жемчугом, но самым ценным  были заключенные в него христианские святыни. Это частицы гроба Иисуса Христа, частицы мощей и капли крови святых. На кресте также было начертано завещание Евфросинии Полоцкой. В нем говорилось, что крест из монастыря выносить нельзя. А того, кто ослушается, ждет большая беда.

Несмотря на серьезное предостережение крест не остался в монастыре. В ходе войны между Полоцком и Смоленском крест вместе с другими ценностями увезли в Смоленск. Там он пробыл до начала 16 века. В 1514 году Смоленск покорил князь Василий III, который увез крест в Москву.

В 1563 году Иван Грозный отправился покорять Полоцк и взял реликвию с собой. Перед походом он дал обет, что в случае победы вернет крест в Спасо-Евфросиниевский монастырь. Царь свое обещание сдержал: Полоцкий крест вернулся в родные стены.

Во время распространения католицизма в этих местах крест неоднократно подвергался риску попасть в руки католиков-иезуитов, но, к счастью, миновал этой участи. Какое-то время он хранился в Софийском соборе, но потом снова вернулся в свой родной Спасо-Евфросиниевский монастырь. После революции 1917 года крест из монастыря вместе с другими ценностями изъяли и перевезли сначала в Минск, а потом в Могилев. В июле 1941 года город оккупировали немцы и реликвия бесследно исчезла.

Кто и как ее похитил, до сих пор ничего неизвестно. Возможно, она попала в руки кого-то из немцев. Может, ее спрятал кто-то из местных. Второе вполне себе реально. В 1812 году при вторжении французов реликвию замуровали в стену Софийского собора. А может, случилось и еще что-то… Кто же теперь разберет? Несмотря на долгие поиски крест так и не был найден.

В 1997 году крест Евфросинии Полоцкой был воспроизведен заново и теперь хранится в Кресто-Воздвиженском соборе. Крест неизменно присутствует на иконах с изображением святой Евфросинии Полоцкой.

А так выглядит сам Полоцкий крест, вернее сказать, его точная копия.

Вот такой он белорусский город Полоцк! Небольшой, древний, приветливый, чистый и ухоженный!

С этой статьей читают: