Сегодня последний день нашего знакомства с Петербургом. Утром мы уже посетили бывшую царскую резиденцию Петергоф, а теперь на очереди — Новая Голландия.
История парка Новая Голландия началась в самом начале 18 века, когда одновременно с городским строительством в Петербурге стал создаваться Северный флот России. Для хранения корабельного материала вблизи верфи было выделено специальное место между реками Мойкой и Невой. Чтобы обеспечить безопасность этого места от пожаров, были вырыты два канала Крюков и Адмиралтейский. Они соединили Мойку и Неву. В результате этого образовался остров, который и назвали Новой Голландией. Почему выбрали именно это название? Скорее всего потому что судостроителями на верфи были, в основном, голландцы. В то время они в большом количестве приезжали в Россию по приглашению Петра I.
К 1738 году на острове построили восемь деревянных амбаров для хранения корабельного леса. В 1860-е годы амбары сильно обветшали и встал вопрос о замене их на каменные. Строительство новых сооружений шло вплоть до конца 18 века.
Если весь 18 век Новая Голландия была складской территорией, в 19 веке здесь появились сооружения нового назначения. Например: морская тюрьма, опытный бассейн, лаборатория по разработке бездымного пороха и многое другое.
В 20 веке на острове установили радиостанцию. Она держала связь с Черноморским и Балтийским флотами. Кстати, в 1917 году отсюда Ленин обратился к морякам с речью о свершившейся революции. К концу 20 века Новая Голландия пришла в упадок и встал вопрос о ее восстановлении. Городские власти решили создать здесь многофункциональный комплекс, в том числе культурного и социального назначения.
Как на сегодняшний день выглядит парк Новая Голландия?
Надо сказать, что в Новой Голландии работает множество кафе и ресторанов, магазинов, салонов красоты, студии танца и йоги и многое другое. Здесь также создали зеленую зону для взрослых, детские площадки, построили сцену для концертов.
На фоне всего прочего в парке выделяется необычное сооружение. Это детская площадка «Фрегат», которая представляет собой каркас корабля петровской эпохи. Здесь есть канаты, горки, подзорные трубы, штурвалы — все то, что должно быть на настоящем корабле.
Также строители благоустроили гаванец — водоем, вырытый еще в петровское время.
Исторические здания
Сохранились в Новой Голландии и исторические здания. Это бывшие складские помещения, морская тюрьма и кузня.
Современные складские помещения Новой Голландии строились в середине 19 века и, как я уже писала, предназначались для хранения корабельного леса. Но позже они использовались и по другому назначению. Например, в конце 20 века здесь работала текстильная фабрика.
Здание морской тюрьмы появилось в 1830 году. За свою круглую форму оно получило необычное название «Бутылка». По всей видимости, отсюда и пошло выражение «Не лезь в бутылку».
И наконец Кузня. Современное здание Кузни появилось в Новой Голландии тоже в середине 19 века. Считается, что оно стоит на том самом месте, где находилась самая первая кузня Петра I. В ней изготавливался инструмент для обработки леса.
Ну вот нам пора и прощаться с Санкт-Петербургом, впереди у нас — Псков и Смоленск.