Музей Фаберже мы оставили на вторую половину дня после музея Достоевского и Лавры. Кстати сказать, первоначально музей Фаберже не входил в нашу программу. Однако близкое расположение к Невскому проспекту заставило нас изменить маршрут. И мы нисколечко не пожалели об этом. От музея одни положительные эмоции. Я бы даже сказала, что он мне понравился больше, чем Эрмитаж с его строгими правилами и запретами.
Музей размещается в большом доме, до революции принадлежавшем роду Шуваловых. Скорее даже можно считать это строение дворцом. Возводился дом примерно в середине 19 века.
Музей Фаберже: история
История создания музея началась в 2004 году. Именно тогда российский бизнесмен Вексельберг после смерти миллиардера Форбса приобрел коллекцию изделий фирмы Фаберже. Дело в том, что до революции Фаберже был один из главных поставщиков ювелирных изделий для дома Романовых. В 1918 году его компания прекратила свою деятельность. Сам же ювелир, как и многие другие, перебрался за границу. Нестабильное положение в государстве привело к тому, что многие шедевры Фаберже были проданы, другие просто исчезли в неизвестном направлении.
Для возвращения ценных предметов русского ювелирного искусства на родину был создан специальный фонд «Связь времен». Собственно он в дальнейшем и занимался созданием нынешней коллекции музея.
Вместе с тем, заслуживают внимания не только экспонаты музея, но и интерьеры Шуваловского дворца. Первой посетителей музея встречает совершенно потрясающая лестница.
А еще мне запомнились Красная, Синяя, Золотая гостиные, Готический зал, Верхняя буфетная с большой вазой. Все они изображены по порядку на фотографиях ниже. Надо сказать, особое место среди залов занимает Синяя гостиная. В ней демонстрируются главные экспонаты музея — пасхальные яйца Фаберже.
Музей Фаберже: пасхальные яйца
Как я уже писала, яйца Фаберже размещаются в Синей гостиной дворца. Каждое из них занимает отдельную витрину и обладает своим собственным секретом.
Яйцо «Курочка»
Надо сказать, все началось с простого, на первый взгляд, пасхального яйца «Курочка». Его заказал у Фаберже в 1885 году Александр III как подарок своей супруге. С тех пор заказы пасхальных яиц для императорского дома стали постоянными. Как видно на изображении, в «Курочку» входят скорлупа, желток и сама птичка. Они вкладываются друг в друга по принципу матрешки. Первоначально в курочку вкладывалась миниатюрная корона, но, к сожалению, она утеряна.
Яйцо «Ренессанс»
Яйцо «Ренессанс» изготовили в 1894 году также для супруги Александра III. Оно представляет из себя шкатулку и, конечно, первоначально содержало какой-то сюрприз. Но, что это было, мы теперь вряд ли узнаем. В настоящий момент шкатулка пустует.
Яйцо «Бутон розы»
После смерти Александра III его сын Николай II продолжал заказывать пасхальные яйца у Фаберже. Теперь он заказывал два изделия для матери и супруги, которые не очень ладили между собой. Перед Фаберже стояла непростая задача создания двух непохожих, но одинаково роскошных яиц. «Бутон розы» был первым пасхальным сувениром для супруги Николая II. Император подарил его в 1895 году своей жене, в которой он души не чаял.
Как и в «Курочке» цветок вкладывается в яйцо, а при нажатии на кнопку бутон открывается. В бутон ранее вкладывалась миниатюрная корона. На сегодняшний день она тоже, к сожалению, утрачена.
Яйцо «Коронационное»
Яйцо «Коронационное» Николай II преподнес своей супруге в 1897 году. Тематика и название подарка не случайны. Он был посвящен венчанию императорской четы на царство. В яйцо вкладывалась миниатюрная карета — копия той, в которой молодая императрица въехала в Москву. Кстати, в такой же карете венчалась на царство Екатерина Великая. Кроме кареты и самого яйца в подарок входила бриллиантовая подвеска. Как это ни грустно, в революционные годы подвеска исчезла в неизвестном направлении. Впрочем, как и многое другое из царских сокровищ.
Яйцо «Ландыши»
Далее у нас ну просто необыкновенной красоты яйцо «Ландыши». Его поверхность покрывают любимые цветы императрицы-ландыши с цветами из жемчужин. Сверху яйца — миниатюрные портреты супруга и двух старших дочерей. Секрет изделия в том, что при желании портреты убираются внутрь яйца. Фирма Фаберже изготовила этот подарок в 1898 году. Трудно даже себе представить, сколько стоит такая красота.
Яйцо «Петушок»
Раньше у нас была Курочка, а теперь яйцо «Петушок». Как видно на фотографии, в изделие вставлен часовой механизм. Петушок же, который сейчас застыл неподвижно сверху, раньше находился в основном внутри яйца. При нажатии кнопки он выскакивал из него, хлопал крыльями и кукарекал. Подарок датируется 1900 годом.
Яйцо «Пятнадцатилетнее царствование»
Яйцо «Пятнадцатилетнее царствование» посвящается важной дате императорского дома. Как раз в 1911 году с момента коронации Николая II прошло 15 лет. Яйцо показалось мне немного скучноватым без изюминки. Как видно из фотографии, его украшают портреты членов царской семьи. Никакого сюрприза внутри яйца нет, хотя и очень бы хотелось.
Яйцо «Лавровое дерево»
В лавровом дереве на фотографии трудно узнать обычное пасхальное яйцо. Хотя в сопроводительных бумагах изделие значится как яйцо. Оно тоже, как и предыдущее, датируется 1911 годом. Правда, изготовлено яйцо для другой дорогой для императора женщины-его матери. Она очень любила пернатых, поэтому яйцо обладало соответствующим секретом. Из-под крышки на вершине дерева к всеобщей радости выскакивала птичка. Она двигалась в разные стороны и заливисто пела. Надо сказать, птичка совсем крохотная и ее не так-то просто разглядеть.
Яйцо «Орден Святого Георгия»
Следующее пасхальное яйцо «Орден Святого Георгия» заказывалось в 1916 году. Тогда Россия вступила во Вторую Мировую войну. Надо отметить, по сравнению с другими подарками оно выглядит довольно аскетично. Это и вполне понятно. Во-первых, деньги казны преимущественно тратились на военные цели. А во-вторых, многие сотрудники фирмы Фаберже ушли на фронт. Яйцо предназначалось в подарок матери Николая II.
Яйцо герцогини Мальборо
Кроме императорской семьи яйца у Фаберже заказывали и другие аристократы как в России так и зарубежом. Ввиду высокой цены изделий круг таких лиц был очень ограничен. Яйцо со змеей приобрела английская аристократка герцогиня Мальборо в 1902 году. В дальнейшем она продала это яйцо третьему лицу. Потом оно попало к Форбсу. Как видно на фотографии, яйцо обладает часовым механизмом. Голова же змеи указывает на время.
Пожалуй, на этом мы и закончим знакомство с выставкой. Надо сказать, музей Фаберже настолько интересен, что захотелось вернуться сюда еще не один раз. Хотелось бы, более подробно осмотреть каждый его экспонат. Однако время, которого у нас не так много, поджимает. График у нас довольно плотный. Хотя были бы силы и время, я бы еще с удовольствием походила по залам.