Сегодня Мосфильм является одной из самых крупных киностудий Европы. Находится он в Москве на одноименной Мосфильмовской улице. В разные годы на Мосфильме было создано порядка двух тысяч полнометражных фильмов, на которых выросло не одно поколение россиян.
А все начиналось в далеком 1896 году после изобретения кинематографа в Европе и выхода на экраны в Париже фильмов братьев Люмьер.
Сначала в России обосновались иностранные киностудии, а потом появились и свои собственные. Самыми крупными в Москве были киностудии Ханжонкова и Ермольева. После революции в 1922 году эти киностудии перешли к государству и на их базе был создан Мосфильм.
Первый свой фильм новая уже советская киностудия выпустила на экраны 30 января 1924 года. Эту дату и принято считать днем рождения Мосфильма.
В первые годы своей деятельности киностудия носила разные названия. Название «Мосфильм» окончательно закрепилось за ней в 1936 году.
Первоначально киностудия размещалась в сравнительно небольших помещениях киностудии Ханжонкова на Житной улице. В новые просторные корпуса на Воробьевых горах она переехала в 1930-е годы. Идея создания аналога Голливуда в Советском Союзе возникла в 1920-х годах после поездки молодых советских режиссеров в США. Строительство «советского Голливуда» стало одной из главных задач первой пятилетки.
Возведение корпусов на Воробьевых горах началось в 1927 году, а в 1931 году Мосфильм уже переехал на новое место. Тогда в киностудию входило только 4 павильона для съемок. Сегодня их 16 и строится семнадцатый.
Во время Великой Отечественной войны в 1941 году сотрудники киностудии были эвакуированы в Алма-Ату — столицу советской республики Казахстан. Однако уже в конце 1942 года, когда немцы отступили от Москвы, киностудия возобновила свою работу на Воробьевых горах.
После войны в 1947 году на экранах впервые появилась эмблема Мосфильма. Это была скульптура «Рабочий и колхозница» на фоне Спасской башни Кремля. Настоящая скульптура «Рабочий и колхозница» была создана скульптором Мухиной для выставки в Париже в 1937 году. После выставки скульптуру перевезли в Москву и установили на ВДНХ. Там она и стоит до сих пор. Уменьшенная копия «Рабочего и колхозницы» сегодня хранится в музее Мосфильма. Ее создала все та же Мухина специально для Мосфильма.
Шло время и Мосфильм стал самой крупной киностудией Советского Союза. Однако с приходом 1990-х годов для него наступили трудные времена. Страна взяла курс на строительство капитализма и государственное финансирование киностудии сошло на нет. Но Мосфильму все же каким-то чудом удалось выжить и даже модернизировать свою деятельность.
Сегодня на Мосфильме снимаются десятки известных кинолент, популярных телевизионных передач и шоу. Генеральным директором Мосфильма с 1998 года является режиссер Шахназаров. Традиционно все руководители Мосфильма были режиссерами.
Новые и старые здания Мосфильма
Первый, Главный корпус киностудии был построен в 1930 году в популярном для того времени стиле конструктивизма. Хотя прошло столько лет, но и сегодня он выглядит довольно симпатично и современно.
Позднее на смену конструктивизму пришел классический стиль — сталинский ампир. Типичными представителями такого стиля являются здания, построенные в 1950-х годах.
С 1960-х годов архитекторы отказались от декоративности в строительстве в пользу функциональности. Это удешевило проект, а здания приобрели простой «коробочный» облик. Выглядят такие постройки несколько уныло, но киностудия нашла выход и разукрасила их граффити.
Прекрасным решением стало и появление на стенах зданий портретов самых известных режиссеров киностудий: Эйзенштейна, Гайдая, Тарковского и Меньшова.
Эйзенштейн стоял у истоков советского кино. Его фильм «Броненосец Потемкин», вышедший на экраны в 1926 году, признан во всем мире одним из лучших.
Творческий путь Гайдая начался позднее в 1950-е годы. Этот режиссер являлся, пожалуй, одним из самых любимых у советских зрителей. Мало кто не знает его комедийные картины: «Операция «Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «12 стульев» и «Иван Васильевич меняет профессию». Эти фильмы стали так популярны, что разошлись на цитаты. Кстати, его герой Шурик чем-то похож на самого Гайдая.
Тарковский начал снимать уже в 1960-е годы. Его самые известные во всем мире фильмы — это»Андрей Рублев», «Сталкер», «Солярис» и «Зеркало»
Меньшов вошел в историю кинематографа и как режиссер, и как артист. Он снимался в десятках российских кинолент и сам снял порядка двух десятков фильмов. Самыми популярными его картинами стали «Любовь и голуби», «Зависть богов» и, конечно же, «Москва слезам не верит». Последняя кинолента получила в 1981 году премию Оскар на международном фестивале.
Новые здания Мосфильма построены совсем недавно в 2018 году. Это два сине-зеленых железобетонных здания огромного размера.
Памятник погибшим сотрудникам Мосфильма
В ходе экскурсии по территории Мосфильма нам встретился памятник погибшим на войне сотрудникам Мосфильма, Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 950 мосфильмовцев отказались от брони и ушли на фронт добровольцами, из них 146 не вернулись назад. Вечная им память!
Декорация «Санкт- Петербург — Москва»
Рядом с новыми корпусами находится, пожалуй, самая интересная часть Мосфильма — декорация «Санкт-Петербург — Москва». Это небольшой «кусок» дореволюционной российской столицы, возведенный в 2003 году для съемок фильма Шахназарова «Всадник по имени Смерть». С той поры на этой площадке под открытым небом снят не один фильм. Это такие киноленты как «Господа офицеры», «Бедная Настя», «Белый тигр», «Анна Каренина» и другие.
Дома в «старом городе» выглядят как настоящие, хотя сделаны они всего лишь из дерева, стекла и пластика. Каменной кладки в зданиях нет, как нет и внутренних помещений. Двери вполне себе есть и даже открываются, а вот внутрь пройти не получится.
В бутафорском городе есть все и жилые дома, и церкви, и магазины, и трактир, и прачечная, и даже пожарная каланча. Как уже говорилось, все эти постройки — своего рода обманки. Только дорога между ними вымощена настоящим камнем, как это и было в дореволюционной России. Хотя асфальт в нашей стране стал применяться впервые в 1839 году, использовался он редко только для покрытия главных столичных улиц. Масштабное строительство дорог с помощью асфальта случилось только при советской власти в 1930-х годах.
Над «старинными домами» возвышаются два небоскреба, которые, видимо, вырезаются при монтаже киноленты. Эти высотки видно из любого уголка Мосфильма. Дома построены в 2012 году и по архитектуре признаны одними из лучших небоскребов мира.
От «Старой Москвы» мы возвращаемся к самому началу экскурсии к проходной, чтобы уже погрузиться в сам процесс создания кино. Для этой цели на киностудии работает целый музей, в котором можно увидеть декорации для съемок, костюмы актеров, киноаппаратуру и многое-многое другое.
Музей Мосфильма
Первыми экспонатами музея стали три танка: русский, немецкий и американский. Эта техника используется при съемках военных фильмах.
Советский танк Т-34 времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. снимался в фильмах «Освобождение», «Утомленные солнцем», «Белый тигр» и многих других.
Немецкий танк «Тигр» делали уже в современное время в России на макетной студии. Использовался танк при съемках фильма «Белый тигр».
Американец МЗ «ЛИ» также создавался в России для фильма «Белый тигр».
Большая часть экспонатов музея находятся во внутренних помещениях Мосфильма. В первом зале нас встречают «чудеса гримерного мастерства». Загримировать актера — настоящее искусство. Для сложных гримов сначала делаются пробники на масках актеров и только потом наносится грим на лицо. Для этих целей на Мосфильме создана целая галерея из масок акторов.
Несколько масок можно увидеть на стендах музея. Например: Папанова и Хабенского. При первом взгляде стенд выглядит несколько жутковато, словно здесь собраны все посмертные маски мосфильмовцев.
При выходе из зала грима притаилась чудо рыба из фильма «Монах и бес». Выглядит чудовище довольно реалистично.
В следующих залах демонстрируются декорации для съемок фильмов. Здесь можно увидеть карету 18 века из фильма «Тайна печати дракона» и декорации к киноленте «Яды или всемирная история отравлений».
В этом же зале два потрясающих экспоната, при виде которых охватывает трепет. Первый — это ТОТ самый золотой шлем из «Джентельменов удачи» и ТА самая корона из «Короны российской империи».
Шлем сделали просто из каски пожарника, снабдив его атрибутами императорской власти и покрасив золотой краской. Корону украшают всего лишь стразы, но блестят они в фильме просто потрясающе.
Целый зал на Мосфильме посвящен ретро-автомобилям. Самым интересным из них, пожалуй, является автомобиль Волга из фильмов «Бриллиантовая рука», «Три тополя на Плющихе», «Берегись автомобиля» и других. В «Бриллиантовой руке» Волга «играла» роль такси. Сразу вспоминается крылатая фраза управдома: «Наши люди в булочную на такси не ездят».
Вторая здесь по популярности — мотоколяска из фильма «Операция «Ы». Машиной управлял Моргунов в роли Бывалого.
Отдельный павильон на Мосфильме оформили для съемок фильмов в старинной церкви. Храм небольшой, но довольно уютный. Кстати сказать, священники неохотно пускают в действующие храмы. Это и вполне понятно: съемкам там не самое подходящее место.
Двигаемся дальше по нескончаемым коридорам киностудии.
Натыкаемся на табло «Тихо! Съемка». Табло не светится, значит можно шуметь,
Здесь же в коридоре размещаются стенды с костюмами артистов из фильма Шахназарова «Анна Каренина».
В отдельной витрине можно как следует рассмотреть прикид троицы обаятельных аферистов из «Кавказской пленницы».
Отдельный стенд показывает, какой путь развития прошла операторская техника.
И завершающий аккорд — витрина с наградами Мосфильма, среди которых три «Оскара». Первую премию «Оскар» Мосфильм получил за фильм Бондарчука «Война и мир», вторую — за киноленту Куросавы «Дерсу Узала» и третью — за фильм Меньшова «Москва слезам не верит»,
Конец экскурсии по Мосфильму ознаменовался коротким шоу с финальной сценой из фильма «Вий». В церковь заходит страшное чудовище Вий, который вместе с нечистью и Панночкой — ведьмой пытается добраться до несчастного философа Хомы. Роль Панночки играет актриса Варлей, а Хому — Куравлев.
Шоу состоит в том, что в какой-то момент все фигурки за стеклом начинают двигаться и выглядит все это довольно забавно. Правда, Куравлев и Варлей на себя мало похожи. Особенно трудно узнать актрису.