Могилевский художественный музей сравнительно молодой: работает с 1991 года. Он занимает старое дореволюционное здание банка на Миронова, 33. Это здание является памятников архитектуры начала 20 века и украшает денежную купюру Белоруссии.
Могилевский художественный музей: история здания
Здание, в котом сегодня размещается художественный музей, построили до революции в 1914 году для банка, а точнее даже для двух банков. Один обслуживал дворян, а другой — зажиточных крестьян.
Первый выделял дворянам ссуды под залог поместий, которые в случае неплатежей от заемщика переходили в собственность банка. Второй давал ссуды крестьянам. На эти ссуды крестьяне часто выкупали у того же банка залоговые земли помещиков.
Все свои денежные средства банк хранил в комнате-сейфе с бронированной дверью.
После революции 1917 года банк прекратил свою работу, а его помещения заняли партийные чиновники. В конце 20-х годов на западной границе советского государства было неспокойно. В связи с этим в Могилев начали перевозить музейные ценности из Минска, Полоцка, Витебска и других мест вблизи границы.
Все эти ценности помещались в бывшую банковскую комнату-сейф и хранились там до самой войны 1941-1945 гг. В первые же месяцы 1941 года все ценности загадочным образом исчезли. В числе их был и крест Ефросинии Полоцкой из города Полоцка. Кто их похитил — до сих пор остается загадкой.
После войны здание снова попало в распоряжение коммунистов. Затем с 1970-х по 1991 год в нем работала редакция местной газеты. С 1991 года здесь работает художественный музей.
Коллекция Могилевского художественного музея
Формирование фондов Могилевского художественного музея началось с передачи ему 83 экспонатов краеведческого музея на Площади Славы. За тридцать лет эта скромная цифра выросла почти до семи тысяч предметов. Из них одна часть относится к современному периоду, а другая, наиболее ценная, — к искусству 17-18 веков.
В музее все в той же комнате-сейфе хранится голограмма или оптическая копия утраченного креста Ефросинии Полоцкой. Крест изготовил мастер Лазарь в 1161 году. Он прошел через столетия, а в 1941 году, как уже говорилось, бесследно исчез. Его копию можно увидеть в Полоцке, а голограмму здесь в Могилеве.
Первой хозяйкой креста была Ефросиния Полоцкая. Она причислена к лику святых и на иконах всегда изображается с тем самым крестом в руке.
Фрески кармелитов
Еще одной диковинкой музея являются фрески 18 века.
История фресок
Когда-то эти фрески украшали стены Белыничского монастыря кармелитов, основанного в 17 веке. Кармелиты — это монахи-католики, которые первоначально жили на горе Кармель в Израиле. Во время польского господства кармелиты пришли в эти края и основали здесь монастырь. С приходом сюда России католический монастырь перешел к православным. Таким он оставался до 1918 года.
В советское время монастырь закрыли и его постройки со временем пришли в упадок. В 1970-е годы из-за ветхости их решили снести. Узнав об этом, в монастырь приехали реставраторы-энтузиасты. Они вывезли из развалившегося храма три фрески «Сон Иакова», «Восхождение на Голгофу» и «Преображение Господне».
Реставраторы разобрали фрески на квадраты и вынесли их на себе в рюкзаках. Времени было совсем мало и приходилось все делать быстро.
Интересно то, что фрески в монастыре украшали лестницу, а не залы храма. Каждый день иноки по лестнице шли на богослужение, взирали на всю эту красоту и приобщались к вечному.
Фреска «Восхождение на Голгофу» сегодня находится в музее в Белыничах, а «Преображение Господне» и «Сон Иакова» в Могилевском художественном музее.
Описание фресок
Вообще, фресками называется живопись по сырой штукатурке. Те фрески, что в монастыре кармелитов, создал в 1760-е годы монах Иосиф со своими учениками.
Квадраты можно увидеть на восстановленных фресках невооруженным глазом.
На фреске «Преображение Господне» воспроизведен евангельский сюжет: явление Христа перед ближайшими учениками во время молитвы.
На фреске «Сон Иакова» изображен библейский персонаж Иаков, спящий у дерева на камне.
К сожалению изображения на фресках не так хорошо видны, как хотелось бы. Работы по их реставрации продолжаются и сегодня.