Сегодня жизнь советских людей вызывает у историков и молодежи неподдельный интерес. Мои родители, Борис и Людмила Петровы, были одними из миллионов россиян, в жизни которых как в зеркале отразилась советская эпоха, датируемая 1917-1991 годами.
Детство и юность
Отец родился в 1925 году, когда после гражданской войны 1918-1922 годов Россия первой в мире приступила к строительству социализма. Его мать Анна была из семьи зажиточных крестьян. С ними советская власть вела непримиримую борьбу. Богатое крестьянство уничтожалось в стране как класс. Методы борьбы были разными: от раскулачивания и ссылки до расстрела. Семья Анны попала под раскулачивание.
Мама родилась в 1929 году. Ее родители Капитолина и Николай были выходцами из небогатых крестьянских семей. Николай активно поддерживал большевиков и занимал видные посты в районе. Очевидно, что он принимал участие в уничтожении зажиточного крестьянства в деревне. По этой причине мать отца Анна не слишком-то любила свою невестку, мою маму. Хотя гражданская война в стране давно закончилась, но ее отголоски еще долго отдавались во многих семьях.
Революция и гражданская война разделила семью моей бабушки Капитолины. Ее родители оказались за границей в Эстонии, вышедшей в 1918 году из состава России. Так Капитолина в 14 лет осталась без родителей на попечении бабушки и тети. В годы Второй мировой войны ее родители оказались в Германии. В советское время об этом не принято было рассказывать, общение с родственниками за границей государством не приветствовалось.
Мои родителей являлись выходцами из ярославской деревни Ергетово. Сегодня она, как и многие российские деревни, давно ушла в небытие. Память о своей родине мама хранила всю свою жизнь и даже писала о ней стихи. Она постоянно просила отвезти ее на то место, где когда-то стоял ее родной дом.
Родители закончили бесплатную неполную семилетнюю школу. Кстати, учеба в 8-10 классах в то время была платной.
Военные годы
К началу Великой Отечественной войны 1941-1945 годов отцу исполнилось 16 лет, маме 12 лет. В 1942 году отец ушел добровольцем на фронт. Из-за войны его служба в армии длилась долгих 8 лет. Он служил механиком(мотористом) в авиационном батальоне, вместе с которым дошел до Венгрии.
Отец встретил свою Победу в Будапеште, но в 1945 году война для него не закончилась. Вместе с другими солдатами его перебросили на Дальний Восток для того, чтобы вести войну с Японией, союзником Германии. К счастью, в сентябре 1945 года Япония капитулировала, и ему не пришлось участвовать в боевых действиях. Но еще пять лет отец служил на Сахалине. Только в 1950 году он вернулся домой.
Жизнь советских людей в пятидесятые годы
Почти сразу он встретил свою единственную избранницу Людмилу, с которой прожил долгих пятьдесят лет. На тот момент ему было 25 лет, ей 21 год. Жили в те годы очень трудно, страна восстанавливалась после тяжелой и разрушительной войны, унесшей более двадцати шести миллионов жизней.
Первое время молодые жили в Ярославле в бараке в единственной комнате вместе с больной лежачей свекровью. Она недолюбливала свою невестку, хотя мама полностью ухаживала за ней. В сундуке у свекрови хранилось много ценных вещей, доставшихся ей от богатых родителей. Она тщательно оберегала свой сундук, никого не подпуская к нему. После ее смерти в 1955 году многие вещи от долгого хранения превратились просто в труху.
В бараке родились дети: мальчик и девочка. Родители работали на двух самых крупных предприятиях города: отец на Ярославском моторном заводе, мама на Ярославском шинном заводе. Сегодня от былого размаха производства продукции на этих заводах остались лишь воспоминания.
Чтобы не оставлять детей одних дома без присмотра, родителям приходилось работать в разных сменах: один работал днем, другой ночью и наоборот. Из-за этого обстоятельства они мало времени проводили вместе. В пятидесятые годы женщины были лишены больших отпусков по уходу за ребенком, они «гуляли» всего 3-4 месяца.
На моторном и шинном заводах родители проработали всю жизнь до самой пенсии. За хорошую работу и многолетний труд им присвоены почетные звания «Ветеран труда».
Из барака в отдельную квартиру
Сюда же в барак в пятидесятые годы Людмила привезла из деревни свою маму Капитолину и сестру Галину, в сельской местности жить было очень тяжело.
Благодаря развернувшемуся в стране строительству жилья в пятидесятые годы родители получили отдельную однокомнатную квартиру, что в то время было большой редкостью. В тот период семьям выделялись, в основном, комнаты в коммунальных квартирах. В этих комнатах жили от 2 до 5 человек. Жилье предоставлялось на предприятиях бесплатно в порядке очереди. Правда, стоять в ней приходилось не один год. Интересно то, что дом, куда переехали родители, строился немецкими военнопленными, которых после войны в Ярославле было много.
Жизнь советских людей в шестидесятые годы
В однокомнатной квартире у Людмилы и Бориса родился третий ребенок. На тот момент маме было 32 года, отцу 36 лет. Одиннадцать лет семья из пятерых человек жила в одной комнате. Обстановка тогда была очень скромной: две кровати, диван, стол, комод да шкаф — вот и вся мебель. Вся одежда как-то умудрялась размещаться в одном небольшом шкафу!
Благодаря способностям и огромному трудолюбию маме удалось, не имея профильного образования, продвинуться по служебной лестнице от кладовщика до старшего экономиста. Отец стал расточником высшего разряда. Он постоянно перевыполнял план и был передовиком производства. О нем даже писала местная заводская газета.
В свободное время родители отдыхали мало. Отец мастерил, занимался фотографией, мама постоянно шила и вязала, вела домашнее хозяйство. Содержать троих детей было не просто, приходилось на всем экономить. Хорошим подспорьем для семейного бюджета стала дача. Выращиванием на собственных участках овощей и фруктов было в то время популярным занятием. Предприятия в те годы активно выделяли своим работникам от двух до шести соток земли.
Часто родители выезжали в отпуск в дом отдыха и санаторий по бесплатным профсоюзным путевкам, дети же также бесплатно отправлялись летом в пионерский лагерь.
Жизнь советских людей в семидесятые годы
В 1972 году Ярославский моторный завод выделил семье в порядке очереди трехкомнатную квартиру. Это событие для семьи было необыкновенно радостным. Наконец-то, у родителей появилась своя отдельная спальня.
Не получившая сама высшего образования, мама всегда мечтала дать его своим детям. Она всеми силами старалась ее осуществить. Ее мечта сбылась, все трое ее детей закончили высшие учебные заведения. Высшее образование к шестидесятым годам стало в стране бесплатным. Практически все дети, хорошо окончившие школу, поступали в институты и университеты без особых проблем.
В 1979 году мама, а в 1985 году отец вышли на заслуженный отдых и стали получать очень неплохую повышенную пенсию. Она была соизмерима с зарплатой среднего служащего. В то время пенсионный возраст составлял для женщин 55 лет и 50 лет при вредных условиях на производстве; для мужчин соответственно 60 и 55 лет.
Жизнь советских людей в годы Перестройки
И вроде можно было бы спокойно доживать свою жизнь, но оказалось, что не все испытания еще пройдены. В 1985 году грянула перестройка и снова пришлось кардинально менять свою жизнь и приспосабливаться к ее новым условиям.
С перестройкой товары с прилавком магазинов стали постепенно исчезать. Конечно, гласность — это хорошо, но она не могла заменить собой продукты питания… Человек всегда хочет кушать, от природы далеко не уйдешь.
Отец не унывал, принимал все, как есть, и успокаивал жену: «Проживем, как-нибудь… Войну-то ведь пережили…» Он терпеливо стоял в очередях, получая продукты по талонам, которые выдавались даже на водку и табак. При этом из-за своей скромности никогда не пользовался правом как ветеран войны на обслуживание без очереди. В то время в стране совсем нечего было купить, полки магазинов катастрофически опустели. Даже молоко маленьким детям в них продавалось по норме: в день пол-литра на ребенка. В цистерне же за 3 литрами молока приходилось ночью занимать очередь.
Беспокойные девяностые
С 1992 года правительство стало проводить в стране политику шоковой терапии. Цены из регулируемых государством стали регулироваться свободным рынком. Товары в магазинах постепенно стали заполнять полки, но цены на них существенно выросли. К тому же часто на предприятиях задерживались зарплаты, шли сокращения, денег у населения было мало.
В том же году в стране проводилась и ваучерная приватизация. По словам Чубайса, высказанным им публично, один ваучер по стоимостной оценке приравнивался к двум автомобилям, но, конечно, никаких машин родители так и не увидели. Вложив свои ваучеры в одну из компаний (Русский дом Селенга), которых было в то время несметное множество, они по сути остались ни с чем. Вместе с проведением реформ превратились в ничто и все их сбережения в Сбербанке, накопленные за долгие советские годы.
Только в 2000-е годы положение в стране стало постепенно улучшаться, но отец этого уже не увидел. В 1996 году у него обнаружили онкологию. К сожалению, болезнь была уже сильно запущена, в 2000 году его не стало… Мама умерла в глубокой старости в 2017 году. Почти до конца своих дней была на ногах…
Жизнь моих родителей и того поколения советских людей, частью которого они были, вызывает грусть и восхищение. Грустно от того, сколько трудностей пришлось пережить этим людям: коллективизация, голод, война, разруха, перестройка и т.д. Восхищает же то, что несмотря ни на что, они жили, работали, стоили, создавали семьи, растили детей и радовались жизни, оставаясь всегда честными и порядочными людьми…