Краеведческий музей в Ростове-на-Дону и золото донских степей

Краеведческий музей в Ростове-на-Дону открылся еще до революции в 1910 году. Вопрос о его создании ставился в городе и раньше еще в 1862 году, но решился он только спустя несколько десятилетий. К счастью, музею удалось пережить и революцию, и гражданскую войну и он продолжил свою деятельность и при советской власти.

Но вот немецкая оккупация во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. нанесла музею существенный урон. Краеведческий музей в Ростове-на-Дону лишился части ценных экспонатов и своего здания. После войны в 1951 ростовские власти выделили музею старинный особняк на улице Большой Садовой. В нем музей и находится до сих пор.

В краеведческом музее собрана богатая коллекция экспонатов по истории и природе Донского края. Одна из самых интересных выставок посвящена гражданской войне. Как известно,  ростовская земля была серьезным оплотом белого движения. На ней шли ожесточенные бои между белыми и красными. В одном из залов можно увидеть знаменитую тачанку времен гражданской войны.

Кроме регулярных войск белых и красных на Донских землях воевали и стихийные отряды. Одним из таких отрядов были анархисты батьки Махно. Девиз махновцев: «Бей белых пока не покраснеют, бей красных пока не побелеют!» Махно одно время поддерживал большевиков и воевал с белыми. Но в какой-то момент он разочаровался в союзниках и уже начал воевать против красных. После своего поражения Махно перебрался за границу и там провел последние годы своей жизни.

Кроме гражданской войны в музее работают и другие выставки. Самой незабываемой из них является выставка с сокровищами донских степей. Ростов-на-Дону основан в 1749 году, но в этих краях люди жили еще задолго до этой даты. Следы их существования сохранились до наших дней и редко но все же попадают в поле зрения археологов. Согласно археологическим находкам на ростовской земле жили и скифы, и саки, и сарматы, и меоты, и другие древние племена.

Краеведческий музей в Ростове-на-Дону: выставка «Сокровища донских степей»

Начиная с 7 века еще до нашей эры ростовский край населяли несколько кочевых племен. У них не было своей письменности и о них больше известно из греческих письменных источников. Греки, которые жили по соседству, не различали отдельно эти племена и дали им общее название «скифы».

К 3 веку до нашей эры скифским племенам удалось сплотиться и создать что-то похожее на централизованное государство. Но в 339 году до нашей эры скифы потерпели поражение от македонцев и их государство распалось. С этого времени скифов постепенно стали вытеснять родственные кочевые племена сарматов. На ростовской земле археологи нашли захоронения и того и другого народов.

Скифы

Сегодня в музее с большой достоверностью можно увидеть, как выглядел скифский царь в 4 веке до нашей эры. Царскую одежду украшают золотые нашивки. На шее символ царской власти золотой обруч с фигурками лежащих львов. Скифский царь носил обруч вместо короны.

На вооружении у скифов были луки со стрелами и мечи. Стрелы помещались в специальный футляр. Скифский царь носил стрелы в футляре с золотой обкладкой с изображениями боевых баталий.

Скифский меч порядком заржавел, а вот ручка в золотой фольге гораздо лучше сохранилась.

Неплохо сохранилась и золотая обкладка ножен для меча. На ней тоже изображены сцены из воинских сражений скифов с греками.

На выставке также представлены и элементы одежды богатой скифской аристократки. Скифский женский головной убор, который напоминает корону, называется калаф. Сверху на калаф накинута красная накидка с золотыми нашивками.

Богатые скифянки также любили носить золотые бусы с подвесками в виде плодов шиповника.

Сарматы

Сарматы пришли на ростовские земли позже скифов в 5 веке. Они жили по соседству со скифами и сначала вели себя довольно дружелюбно. Однако после распада скифского государства сарматы сменили тактику. Они стали нападать на ослабленные скифские племена и подчинять их себе.

Позднее сарматов постигла такая же участь. В первые века нашей эры их могущество закончилось и они вслед за скифами канули в лету. На смену сарматам пришли другие племена и народы.

Сарматские женщины также как и скифские тоже любили украшать себя золотом.

В те далекие времена среди женщин в почете были височные украшения. Они надежно защищали женские ушки от проникновения злых духов. Так считали сарматы.

Пояса украшались не только золотом, но и ракушками. На поясе с ракушками изящная застежка в виде золотого жука.

Следующее украшение для одежды — золотая поясная пластина с изображением охоты на оленей.

Жемчужиной сарматской коллекции является шейное украшение сарматской царицы. Оно датируется рубежом 1-2 веков нашей эры. Аналога этому украшению нет ни в одном музее мира.

Кроме шейного украшения в захоронении нашли золотые браслеты, украшения для конской сбруи и многое другое.

Кроме золотых изделий в захоронениях уцелели и предметы из повседневной жизни сарматов. Например, серебряные чаши с изображениями сцен из греческой мифологии или повседневной жизни. Чаши датируются 1-2 веками уже нашей эры.

Золотая коллекция ростовского музея совершенно потрясающая. Приятным бонусом к ней является экскурсовод, который увлеченно, часами может говорить о всем этом великолепии.

С этой статьей читают: