Одной из главных достопримечательностей Калининграда является Музей Мирового океана. Сегодня этот музей огромный. А когда-то это был всего лишь единственный хотя и очень знаменитый корабль «Витязь». В настоящее время музей обладает не одним, а несколькими судами. А еще в него входят несколько зданий. Мало того, в скором времени музей прирастет еще одним новым строением в виде шара.
Рядом со строящимся расположилось главное здание музея. Оно, конечно, по сравнению с шаром выглядит не так грандиозно, но тоже вполне себе симпатичное.
В зданиях музея размещаются выставки с морской тематикой. Но самым интересным в Музее Мирового океана, конечно же, является его «флот». Он стоит на Преголи вдоль набережной Петра Великого. В него входят корабль «Ирбенский», подлодка Б-413, корабль «Космонавт Виктор Пацаев», конечно же, корабль «Витязь» и другие.
Все эти суда со своей историей. Прежде чем попасть в Калининград, они несли долгую службу в советском, а потом в российском флоте. Хотя, надо сказать, лучшее время для этих кораблей было все же советским. Развал СССР и его экономики сказались и на российском флоте.
Корабль «Ирбенский»
Корабль «Ирбенский» начал свой путь в далеком 1962 году. Надо отметить, судно уникальное. Оно было одним из последних построенных в мире обитаемых плавучих маяков. Корабль обеспечивал безопасность прохождения грузовых судов через опасный Ирбенский пролив.
Подводная лодка Б-413
Подводная лодка Б-413 несла службу с 1969 по 1999 год сначала в составе Северного, а потом Балтийского военно-морского флота.
Корабль «Космонавт Виктор Пацаев»
Корабль «Космонавт Виктор Пацаев» построен в 1968 году как лесовоз. Но в 1978 году судно поменяло свое первоначальное назначение и стало научно-исследовательским. «Космонавт Виктор Пацаев» вошел в отряд кораблей военно-космического флота и участвовал в создании ракетно-ядерного щита Советского Союза, а также и в других проектах. В Музей Мирового океана корабль попал в 2001 году.
Пакгауз
Надо сказать, что когда-то на территории Музея Мирового океана находился немецкий порт. Как известно, до 1946 года Калининград был немецким городом Кенигсбергом.
Портовые сооружения строились на этом месте очень давно, начиная с 17 века. Старые здания порта, к сожалению, не сохранились. За свою долгую историю они часто горели, ремонтировались и перестраивались. Пакгауз или по-русски склад, который мы видим сегодня, появился в порту уже в 19 веке.
Кстати сказать, старый порт был излюбленным местом прогулок Иммануила Канта. Местная знаменитость любила приходить сюда и наблюдать за кипящей жизнью Кенигсберского порта. «Чтобы увидеть весь мир, не надо уезжать из Кенигсберга, — говорил философ. — Достаточно прийти в порт и увидеть его». Как известно, Кант был домоседом и всю жизнь прожил в своем родном городе.
Самолет-амфибия Б-12
Кроме уникальных судов Музей Мирового океана обладает самолетом-амфибией Б-12. Этот экспонат появился на набережной Петра Великого не так давно в 2014 году. Самолеты такого типа выпускались в Советском Союзе в 60-70-х годах прошлого века. А предназначались эти летающие машины для выслеживания вражеских подводных лодок.
А теперь на очереди главный экспонат Музея Мирового океана. Это легендарный корабль «Витязь».
Корабль «Витязь»: история
История судна «Витязь» началась в 1939 году в Германии. Первоначально корабль являлся торговым судном и назывался «Марс». Но совсем скоро началась война и «Марс» превратился в плавучий госпиталь. Его определили в порт Кенигсберга, чтобы перевозить раненых немецких солдат.
После поражения Германии и окончании войны корабль сначала попал в Великобританию, а потом был передан Советскому Союзу. Через какое-то время немецкий корабль передали Институту океанологии Академии наук СССР. Новый хозяин решил превратить его в научное-исследовательское судно «Витязь».
Свое название корабль получил от прославленного российского корвета 19 века «Витязь». Корвет в 1886-1889 году совершил кругосветное путешествие, чем и приобрел всемирную известность. Его имя в числе десяти самых знаменитых кораблей начертано на фронтоне Международного океанографического музея в Монако.
За свою долгую историю научно-исследовательское судно «Витязь» совершило 65 рейсов и сделало массу открытий. Одним из таких открытий было измерение максимальной глубины Марианской впадины.
В 1980 году судно завершило свою работу, а в 1990 году стало музеем. Как уже говорилось, с него и началась история современного Музея Мирового океана Калининграда.
Кстати сказать, в перестроечное время «Витязь» пришел в полный упадок и выглядел почти как свалка железа. В память о том времени одно из помещений судна оставлено таким, каким оно было до восстановления.
К счастью, те годы уже позади и сегодня корабль выглядит очень красивым. Величественный. Элегантный. Белоснежный.
Внутренние помещения «Витязя» частично стилизованы под 19 век, но в основном — под советское время, то есть 20 век.
Корабль «Витязь»: экспозиция 19 века
Сегодня на «Витязе» можно увидеть каюту капитана старого корвета 19 века. Капитаном корвета был прославленный капитан Макаров. И теперь он собственной персоной расположился на почетном месте за столом. Точнее сказать, не он сам, а его восковая копия. Кстати, хоть и 19 век, а каюта выглядит очень комфортабельной. Она ни чуть не уступает современной капитанской каюте.
Вообще капитан Макаров был любопытной фигурой. Экспедиция «Витязя» носила военный характер. Но это не помешало капитану заниматься наукой. Благо что помощников среди моряков у капитана было хоть отбавляй. Впоследствии его научный труд увенчался успехом и капитан Макаров обрел мировую известность.
Другой, не менее известной фигурой на корабле «Витязь» был русский ученый Миклухо-Маклай. Именно «Витязь» в 1881 году доставил ученого в Новую Гвинею.
Как истинный патриот России, Миклухо-Маклай пытался установить над Новой Гвинеей протекторат России. Но, к счастью или сожалению, этого не случилось. Как говорится: «Свято место пусто не бывает» и тогда остров ушел в чужие руки. Его поделили между собой Германия, Нидерланды и Великобритания.
Примерно таким образом Миклухо-Маклай выглядел во время своего пребывания на судне «Витязь».
Миклухо-Маклай хотя и был из казачьего рода, но нашел себе невесту среди иностранок. После его смерти супруга с детьми не осталась в России, а уехала в Австралию. Несколько лет назад на «Витязе» побывал австралийский внук Миклухо-Маклая Поль. После себя в память о визите он оставил на иллюминаторе памятную надпись. Она тоже стала своего рода музейным экспонатом.
Судя по каюте капитана офицерский состав корабля 19 века жил в довольно комфортабельных условиях. Между тем обычным матросам приходилось на службе не сладко. Жили они в тесных помещениях по 12 человек. А спали не на удобных кроватях, а в «гамаках». Продолжалось это в лучшем случае месяцы, а то и годы. Чтобы избежать конфликтов, приходилось учиться «китайской» вежливости и уступчивости.
На 12 человек полагался один единственный стол. На нем матросы пили чай, писали письма, читали. Надо сказать, стол для такого количества людей выглядит просто крошечным. Скорее всего, матросам приходилось пользоваться им по очереди. В общем, судя по всему простой народ в то время был особо не избалован. Вряд ли такая «каморка» устроила кого-то из моряков сегодня.
А мы идем дальше и погружаемся уже в обстановку 20 века.
Корабль «Витязь»: экспозиция 20 века
Экспозиция 20 века демонстрирует остановку советского времени. Того самого времени, когда «Витязь» и обрел свою славу и известность.
Каюта начальника экспедиции корабля «Витязь»
Как уже говорилось, «Витязь» был научно-исследовательским судном. Поэтому на нем, конечно же, плавала группа ученых. А возглавлял эту группу начальник экспедиции. Начальники экспедиции неоднократно менялись. За долгую историю корабля всего их было 27 человек.
Начальнику экспедиции выделялась отдельная каюта. Она состояла из рабочего кабинета, спальни и ванны. Ниже рабочий стол одного из таких начальников Добровольского. По нынешним меркам стол очень простой и скромный. Вместо компьютера — пишущая машинка. Вместо мобильного — громоздкий телефонный аппарат.
Каюта капитана корабля «Витязь»
Самая комфортабельная каюта на корабле — каюта капитана. Это и понятно. Капитан на судне был самым главным человеком. Кстати, в 25 рейсах «Витязя» экипаж возглавлял один и тот же капитан Сергеев. А так выглядела его каюта.
Каюта капитана располагается рядом с ходовой рубкой.
Каюта старшего штурмана корабля «Витязь»
Второй человек на корабле — старший штурман. Это будущий капитан судна. Пять лет на «Витязе» старшим штурманом прослужил Рейбанс. А ниже его каюта.
Машинное отделение корабля «Витязь»
Машинное отделение — это сердце корабля. Здесь находятся механизмы, обеспечивающие движение корабля и работу всех его систем.
Двигатель «Витязя» создавали специалисты немецкой фирмы «Крупп». Как указывается в исторической справке, он и сейчас в хорошем рабочем состоянии. Конечно же, это вызывает большое восхищение.
Каюта старшего механика корабля «Витязь»
Рядом с машинным отделением находится каюта старшего механика. Старший механик держит под контролем работу главного двигателя и всего машинного отделения. Кстати, старшего механика на корабле по традиции ласково звали «дедом». А так выглядела его каюта в 1960-е годы.
Корабль «Витязь»: жилые каюты
Остальные члены экспедиции размещались в одно-, двух- и четырехместных каютах. Всего их на судне сорок пять. Каюты членов экипажа находились на главной палубе и выглядели примерно таким образом. Они ни в какое сравнение не идут с каютами матросов 19 века.
Корабль «Витязь»: гидрологическая лаборатория
Как уже говорилось, «Витязь» занимался научными исследованиями. Для этой цели на корабле работали несколько лабораторий. Одна из них — гидрологическая. В ней ученые изучали свойства океанической воды.
Корабль «Витязь»: медицинский блог
Поскольку экспедиции длились долгие месяцы, а то и годы на корабле обязательно присутствовал врач. Корабельный доктор должен был обладать кучей знаний. Он был на судне и терапевтом, и хирургом, и психологом и прочее, прочее, прочее.
Фонарная на корабле «Витязь»
Для предотвращения столкновений каждый корабль обладал целой коллекцией фонариков. Они разного цвета, яркости, формы и размера. Каждому определенному случаю соответствовала своя комбинация огней.
Гирокомпасная корабля «Витязь»
Гирокомпасная — одно из важнейших помещений на корабле. Главным прибором в этом помещении является гирокомпас. Это прибор, который вырабатывает курс корабля в открытом океане.
По воспоминаниям участников экспедиций на «Витязе» жила кошка Машка. На удивление людей животное почему-то выбрало себе для сна ни что-нибудь, а гирокомпас. Примерно так Машка почивала на его железном куполе .
Салон корабля «Витязь»
Важной составной частью службы на корабле является полноценное питание. Питались обитатели корабля в течении дня четыре раза. Мало того, для тех, кто нес ночную вахту, столы накрывались даже ночью. Ели все в салоне корабля. Так называется корабельная столовая.
Камбуз (кухня) корабля «Витязь»
Пища готовилась в камбузе. Так называется корабельная кухня. Надо признать, что накормить такое количество людей стоило огромного труда.
Буфетная корабля «Витязь»
Из камбуза пища поступала дальше в буфетную. Здесь ее раскладывали на порции, а потом выносили в салон корабля.
Корабль «Витязь»: коллекция обитателей морских глубин
Кроме всего прочего на «Витязе» представлена небольшая, но познавательная коллекция обитателей морских глубин. Как вам челюсти акулы размером с человека? Это лучшее место для снимка на корабле. Хотя, возможно, кому-то лучше подойдут разноцветные кораллы? А может, привлекут диковинные рыбы? Впрочем, выбор каждый сделает сам. Все это богатство собрано благодаря нашим ученым.
Вот такой он этот корабль «Витязь» — легенда российского флота с немецкими корнями! Кстати, чем-то судьба корабля схожа с судьбой самого Калининграда. И корабль, и город в своем багаже оба имеют немецкое прошлое.
В общем, Музей Мирового океана, конечно же, достоин внимания. Думаю, такого музея нет ни в одном российском городе.