Ферапонтов монастырь, фрески Дионисия и крест Никона

В глубине Вологодской земли, на берегу живописного озера, стоит Ферапонтов монастырь — живой хронограф русской истории. Его стены помнят царей и ссыльных патриархов, темные и светлые страницы истории России, а своды монастыря до сих пор украшают уникальные фрески Дионисия, признанные объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Основал Ферапонтов монастырь преподобный Ферапонт. Он пришел на Вологодчину в 1397 году из московского Симонова монастыря. Вместе с другим монахом Кириллом Ферапонт основал здесь Кирилло-Белозерский монастырь. Через год Ферапонт отправился дальше и в нескольких километрах от прежнего места заложил новый монастырь — Ферапонтов.

В 1408 году он покинул и эту обитель и основал третий  монастырь — Лужецкий. Там Ферапонт провел остаток своей жизни и был похоронен после смерти в 1426 году. Однако вернемся к нашему Ферапонтову монастырю.

Со временем Ферапонтов монастырь стал очень популярным. Сюда стекались не только простые паломники, но и часто приезжали русские цари и князья, которые щедро одаривали обитель. В 16 веке монастырь достиг своего расцвета.

Все изменилось с приходом Смуты. В 1614 году польско-литовские отряды разорили и сожгли монастырь. Восстановление монастыря началось лишь  спустя четверть века. Место сгоревших деревянных построек постепенно заняли каменные здания.

В 1666 году в Ферапонтов монастырь прибыл в ссылку опальный патриарх Никон. Тот самый, чьи реформы привели к расколу православной церкви. Он провел в Ферапонтовом монастре целых 10 лет.

После перевода Никона в 1676 году в Кирилло-Белозерский монастырь жизнь в Ферапонтовом монастыре постепенно стала затихать. В конце 18 века монастырь вообще закрыли, хотя храмы продолжали оставаться действующими.

Монастырская жизнь ненадолго возродилась в 1903 году, но в советские годы монастырь снова был закрыт. Здесь разместился музей. Лишь в 2018 году сюда снова вернулись монахи.

А теперь отправимся внутрь монастыря. Ферапонтов монастырь со всех сторон окружен каменными стенами 19 века. Вход на территорию пролегает через Святые ворота середины 17 века.

Святые ворота

Святые ворота Ферапонтова монастыря построили в 1650 году. Это не просто вход, а целый архитектурный комплекс. Над двумя арками ворот возвышаются две шатровые церкви — Богоявленская и Ферапонтова.

В 1668 году Богоявленская церковь стала домовым храмом ссыльного патриарха Никона. Как я уже писала, Никон провел в Ферапонтовом монастыре 10 лет. В ссылку Никон попал из-за ссоры с царем Алексеем Михайловичем. Сначала царь поддерживал реформы патриарха, но потом отношения разладились: Никон претендовал на первенство патриаршей власти над царской. В итоге Никона лишили сана и отправили в монастырь.

К Святым воротам примыкает здание Казенной палаты.

Казенная палата

Здание Казенной палаты(слева от Святых ворот) построили в 1530 году. В ней хранились жалованные грамоты от царей, письма, описи и другие документы. По сути, это был монастырский архив и канцелярия.

Здание Казенной палаты — одна из самых древних гражданских построек, сохранившихся в России.

Заходим через Святые ворота в Ферапонтов монастырь, и прямо перед нами целая «компания» старинных построек. Они стоят, плотно прижавшись друг к другу. Это собор Рождества Богородицы, церковь Благовещения с трапезной, колокольня и церковь Мартиниана.

Собор Рождества Богородицы

Собор Рождества Богородицы — сердце Ферапонтова монастыря. Первый деревянный храм построили в 1409 году. До наших дней он не сохранился. Тот каменный собор Рождества Богородицы, что мы видим сегодня, построили позже — в 1490 году.

Главная гордость собора Рождества Богородицы — фрески знаменитого иконописца Дионисия. В 1502 году он вместе с сыновьями расписал весь храм за 34 дня.

Это единственные полностью сохранившиеся фрески Дионисия — больше нигде в мире такого нет. За 500 лет росписи не переписывали и не подновляли — все осталось таким, каким было в 16 веке.

Церковь Благовещения с трапезной

Церковь Благовещения — не такая величественная как собор Рождества Богородицы. Она более изящная и какая- то уютная что ли. К ней пристроена двухэтажная трапезная. В этом месте когда-то кипела повседневная монастырская жизнь. В церкви регулярно шли службы, а в трапезной монахи принимали пищу, обсуждали общие дела и принимали гостей.

Церковь Благовещения с трапезной возвели спустя несколько десятилетий после собора, в 1531 году. Храм и трапезная соединены вместе, под одной крышей. Не надо выходить на улицу, чтобы перейти из церкви в монастырскую столовую. В суровых северных условиях это очень удобно.

Колокольня

Колокольню в Ферапонтовом монастыре возвели еще позже, в 17 веке. Точная дата, когда ее построили, не известна, а датировать ее именно 17 веком позволила техника кладки.

Звон колоколов был в монастыре вместо часов. Он созывал монахов на молитвы, трапезы, работы, собрания. Звон также предупреждал об опасности, например, о пожаре. Также колокола были чем-то вроде музыкального инструмента. Колокольная музыка — что тогда, что сейчас — никого не оставит равнодушным.

Церковь Мартиниана

Церковь Мартиниана — не просто храм, а усыпальница и место памяти человека, который во многом определил судьбу монастыря. Мартиниан — второй по значимости человек в истории монастыря после Ферапонта.

Пришел Мартиниан в Ферапонтов монастырь через несколько лет после Ферапонта. При нем монастырь пережил свой расцвет. Умер Мартиниан в 1483 году, когда ему было уже за 80 лет. Похоронили настоятеля возле стен собора Рождества Богородицы. А почти через 150 лет, в 1641 году, над его могилой построили храм Мартиниана.

Ферапонтовское озеро

После знакомства с монастырем можно прогуляться по берегу Ферапонтовского озера. Согласно легенде, на этом озере есть рукотворный остров, сложенный из камней опальным патриархом Никоном с местными монахами. На этом острове Никон поставил крест с надписью: «Никон, Божией милостию смиренный Патриарх, поставил крест сей в заточении своем, за слово Божие и за Церковь святую, в Ферапонтове».

В ссылке Никон был до 1681 году, пока на престол не взошел царь Федор. К тому времени Никон был уже тяжело болен. Ему разрешили покинуть Вологодчину и отправиться в Новоиерусалимский монастырь под Москвой. Эту обитель Никон основал сам в 1656 году.

Однако до Новоиерусалимского монастыря Никон так и не доехал: заболел в пути и скончался под Ярославлем. Его похоронили в Новоиерусалимском  монастыре, как он и завещал.

С этой статьей читают: