Елабуга, что посмотреть, башня и женщина-воин

Елабуга — небольшой, но очень древний город в республике Татарстан. Он находится примерно в трех часах езды от Казани. В городе живет чуть более 70 тысяч человек, большинство из них русские и татары.

Елабуга в 11-15 веках

История Елабуги тесно связана с историей Волжской Булгарии. Она образовалась на этих землях в 10 веке и исчезла в 13 веке под натиском татаро-монгол. В 1230-1240-х годах Волжскую Булгарию поглотила Золотая Орда. Булгары постепенно «растворились» в пришедших на эти земли новых народах.

Город Елабуга начинался с крепости, возведенной волжскими булгарами в начале 11 века в месте впадения реки Тоймы в Каму. При этом местное финно-угорское население под натиском булгар ушло с насиженного места. Крепость же выросла прямо на месте языческого святилища финно-угров.

Остатки булгарской крепости сохранились до наших дней. В крепость входили мощные стены и башни, а также мусульманская мечеть. Волжские булгары еще до крещения Руси приняли ислам. После вхождения Волжской Булгарии в Золотую Орду елабужские земли опустели, а крепость превратилась в «заброшку».

Елабуга в 16-21 веках

В 16 веке Елабуга вместе со всем Казанским ханством вошла в состав России. Вслед за этим сюда пришли служители православной веры. В 1614-1616-е годы они организовали в стенах частично разрушенной булгарской крепости Троицкий монастырь. Обитель просуществовала полтора века и в 1764 году была упразднена.

Рядом с монастырем со временем выросло целое село. А дальше — больше: село превратилось в город Елабугу. Благодаря выгодному местоположению город развивался как купеческий. Наибольшего своего расцвета Елабуга достигла в во второй половине 19 века. Тогда город переживал бум каменного строительства. А вот 20 век здесь прошел без особых градостроительных новшеств. Елабуга словно так и осталась в том славном времени своего расцвета.

Знакомство с городом мы начнем с той самой крепости волжских булгар, с которой тут собственно все и начиналось.

Елабужское городище

Елабужская крепость была возведена во времена эмира Ибрагима Первого бен Мухаммада. Он правил Волжской Булгарией с 1006 по 1026 год. Памятник этому правителю встречает нас первым на городище.

Крепость волжских булгар окружали три линии крепостных валов, рвов и деревянных стен. Перед самой первой линией в 2000-е годы появилась скульптура дракона — оракула. По легенде в 13 веке после завоевания Волжской Булгарии татаро-монголами змей поселился в этих местах. За богатые подарки он предсказывал будущее и отвечал на вопросы. Последним предсказанием дракона было скорое падение Казанского ханства. После этого дракон взмыл в небо и больше не появлялся.

Конечно, деревянные крепостные стена и башня воссозданы уже в наше время, а вот земляной вал под стеной «пришел» к нам из глубины веков.

Проходим под башней и мимо еще двух линий валов идем к самой крепости или точнее к ее развалинам.

Как уже говорилось, до 1764 года крепость была в распоряжении монастыря и оставалась более или менее сохранной. После ликвидации монастыря она осталась бесхозной и местные жителе постепенно стали разбирать ее на кирпичи. Свое дело, конечно, сделала и природа. В 1844 году рухнула последняя башня крепости.

В 1855 году укрепление обследовал тогдашний городской голова Шишкин — отец известного русского художника Ивана Шишкина. Он откопал фундамент булгарской крепости и даже в 1867 году восстановил рухнувшую башню. В таком виде крепость и дошла до наших дней.

Крепость представляла собой квадрат со стороной в 20 метров. По углам квадрата стояли башни, а в стенах были полукруглые выступы.

На этом наше знакомство с булгарским прошлым этих мест закончилось и мы едем в сам город Елабугу. На очереди у нас — Спасский собор.

Елабуга: Спасский собор

Действующий Спасский собор построили в 1864 году на месте деревянной Спасской церкви. Первый колокол для каменного собора собственноручно отливал дед художника Ивана Шишкина.

В советское время Спасский собор был закрыт и использовался как склад. Это обстоятельство негативным образом сказалось на внутреннем убранстве храма. Почти все его былое великолепие в советский период было утрачено.

В 1990-е годы храм вернули верующим и в нем начались реставрационные работы.

Через несколько лет в 1878 году рядом со Спасским собором проявилась часовня из красного кирпича. Ее назвали в честь князя Александра Невского.

От Спасского собора по совершенно замечательной набережной реки Тоймы мы идем к следующей достопримечательности — дому Ивана Шишкина.

Дом Ивана Шишкина в Елабуге

Дом, в котором сегодня находится музей художника Шишкина, построен его отцом в 1835 году. В нем художник провел свои детские годы. Сюда же он приезжал и будучи уже взрослым. Дом на набережной принадлежал семье Шишкиных более ста лет. С 1940 года здесь работает музей.

В Елабуге будущий художник жил до 12 лет. Затем Шишкин уехал учится в Казань. Там он пробыл пять лет и снова вернулся в родной город. Через четыре года Шишкин уехал в Москву и в дальнейшем Елабугу посещал ненадолго.

Иван Шишкин рос в купеческой семье и, конечно, в музее хорошо представлена атмосфера купеческого быта 19 века.

Малая гостиная

У Шишкиных была большая дружная семья. Малая гостиная служила местом проведения досуга родителей и детей. Здесь они читали вслух книги, играли в настольные игры и музицировали на фисгармонии(слева на фотографии), которую между собой называли домашним органом.

Уборная комната

В 19 веке во многих российских домах стали появляется уборные комнаты. Было такое помещение и у Шишкиных. Проветривалась уборная комната через трубу, выходившую наружу. Все же стоки выводились от стульчака тоже через трубу в выгребную яму.

Большая гостиная

Самой большой комнатой в доме Шишкиных была Большая гостиная. В ней принимали гостей и устраивали торжественные семейные обеды.

Кабинет отца Ивана Шишкина

Отец Шишкина был купцом, а также активно занимался общественной деятельностью. Он трижды избирался городским головой, построил в городе деревянный водопровод, восстановил башню на Елабужском городище.

В своем кабинета Шишкин старший совершал торговые сделки, делал городские проекты и, конечно же, решал все самые важные семейные вопросы.

Буфетная

В буфетной «командовала» мать Шишкина, на которой лежали все бытовые хлопоты. В эту комнату еда поступала с кухни. Здесь ее подготавливали к подаче в столовую. В буфетной пищу раскладывали в супницы и тарелки, резали пироги, готовили закуски и так далее.

Столовая

В столовой семья собиралась в будние дни. В семь часов утра все завтракали, в два часа дня обедали, в пять часов пили чай и в семь вечера был ужин. Все четко по расписанию.

Дорожная комната

В небольшой дорожной комнате дожидались своего часа вещи для прогулок и поездок: сундуки, чемоданы, зонты, обувь, верхняя одежда и многое другое.

Комната сестер

Одна из комнат дома предназначалась для посиделок сестер Ивана Шишкина. Их у него было целых четыре. В этой комнате они проводили много времени за вязанием, вышиванием и плетением кружев.

Мастерская и спальня Ивана Шишкина

Сам художник Шишкин жил в двух небольших комнатах:  мастерской и спальне. Здесь прошли юные годы художника. Здесь же он останавливался, когда был уже взрослым.

Рядом с креслом-качалкой стоит личная трость художника. Словно Иван Шишкин отлучился ненадолго и сейчас вернется.

Зал живописи

В отдельном зале висят подлинные картины Шишкина. Самой ценной из них считается самая ранняя его работа «Жатва». Написал ее художник в 1850 году. Самое известное творение Шишкина «Утро в сосновом лесу» висит в Третьяковской галерее в Москве.

Здесь же и портрет самого Шишкина. Умер художник в возрасте 66 лет в Петербурге. Там же и похоронен.

От дома Шишкина мы выходим на Казанскую улицу и по ней добираемся до елабужского «уголка» Марины Цветаевой.

Елабуга: Казанская улица

Современный облик Казанской улицы сформировался во второй половине 19 века. До этого времени на улице стояли деревянные постройки и только начиная с 1850-х годов здесь развернулось каменное строительство. Со временем Казанская улица стала деловым и торговым центом города. Здесь появляются гимназия, аптека, магазины, купеческие особняки и многое другое.

Хотя с той поры прошло много лет, все эти старинные постройки 19 века так и продолжают украшать эту улицу.

В таких домах жили в 19 веке богатые елабужские купцы Гибрасов и Николаев. Сегодня в том и в другом зданиях работают музеи.

В торговых рядах шла бойкая торговля разными товарами.

В следующем здании до революции размещалась женская прогимназия(учебное заведение с программой младших классов гимназии). Дом подарил городу местный купец Ушаков.

В 2014 году Казанскую улицу украсили две скульптуры городового и дворника. Один — блюститель порядка, другой — чистоты.

По Казанской улице следуем до площади Марины Цветаевой. Здесь у нас одна из главных достопримечательностей Елабуги — дом, в котором поэт провела последние дни своей жизни.

Дом памяти Марины Цветаевой в Елабуге

Марина Цветаева — известный поэт первой половины 20 века. Многие ее стихи положили на музыку и теперь они звучат в таких популярных фильмах как «Ирония судьбы или с легким паром», «О бедном гусаре замолвите слово» и других.

Родилась Марина Цветаева еще до революции в 1892 году. Первый сборник ее стихов вышел в 1910 году и с тех пор популярность поэта только росла. В 1922 году она вышла замуж и вскоре в молодой семье появились дети.  Все складывалось благополучно, но при советской власти жизнь кардинально изменилась.

После революции Цветаева и ее родные долгие годы жили за границей. На родину Марина Цветаева вернулась в 1939 году вслед за мужем, который приехал в Советский Союз в 1937 году. Прошло совсем немного времени и началась война с Германией. На тот момент муж и старшая дочь Цветаевой оказались в заключении.

В 1941 году Марина Цветаева едет в эвакуацию в Елабугу. С ней сын Георгий, которого она ласково называет Муром. В Елабуге Марина Цветаева с сыном поселились в скромном бревенчатом домике Бродельщиковых. Прожила она там совсем недолго с 20 по 31 августа.

Хозяева дома занимали комнату побольше, а соседнюю поменьше отдали эвакуированным матери и сыну.

В комнате эвакуированных очень тесно. Кровать сына, комод и кушетка самой Марины Цветаевой стоят впритык.

В Елабуге Марина Цветаева пробыла недолго, лишь несколько дней. 31 августа 1941 года она покончила жизнь самоубийством. Впоследствии ее сын Мур напишет в письме: «Причина самоубийства — очень тяжелое нервное состояние, безвыходность положения — невозможность работать по специальности, кроме того М.И. очень тяжело переносила условия жизни в Елабуге — грязь, «уродство», глупость». Местом для рокового шага стали сени хозяйского дома.

В акте о смерти сухо указана причина смерти: «Асфикция при задушении». Похоронили Марину Цветаеву на местном Петропавловском кладбище.

В доме памяти Цветаевой хранится бесценный экспонат — записная книжка поэта.

Записная книжка Марины Цветаевой

В музей записная книжка попала не так давно в 2004 году. Долгое время она хранилась в семье столяра, который делал гроб для Марины Цветаевой. Погибшую положили в гроб прямо в переднике, в котором она умерла, а из кармана передника торчал маленький блокнот. Столяр взял блокнот себе, а перед смертью попросил племянницу передать его в надежные руки. В конце концов записная книжка нашла свое место в музее поэта.

Недалеко от дома памяти на площади Марины Цветаевой стоит памятник знаменитости, оказавшейся в Елабуге не в лучшие времена.

Рядом с домом, где когда-то жила Марина Цветаева, находилось очень интересное заведение — портомойня.

Елабуга: Портомойня

Портомойней в России называлась общественная прачечная. Название произошло от устаревшего слова «порты». Так назывался вид одежды, которую в старину носили русские люди. Портомойня работала в Елабуге до 1980-х годов, потом она закрылась, а с 2000-х годов здесь работает музей. Такой музей — единственный в России.

В старину к портомойне был проведен деревянный водопровод — тот самый, что инициировал Шишкин. Люди здесь брали воду и стирали белье. Посещала портомойню и Марина Цветаева.

В нескольких минутах ходьбы от дома Цветаевой на улице Малой Покровской находится старинный Покровский собор.

Елабуга: Покровский собор

Современный Покровский собор построили в 1820 году на месте старой Покровской церкви. По преданию церковь заложили еще в 16 веке по приказу Ивана Грозного. После взятия Казани царь приболел и остановился на берегу Тоймы. После выздоровления Иван Грозный приказал строить на этом месте церковь.

В советский период Покровский собор закрыли. Снова открылся он в конце 1980-х годов. В 1990 году в этом храме прошло заочное отпевание Марины Цветаевой (Для отпевания самоубийцы потребовалось разрешение патриарха).

Кроме Шишкина и Цветаевой в Елабуге жила еще одна известная личность Надежда Дурова. Ее дом-усадьба находится на Московской улице.

Елабуга: Московская улица

На Московской улице жили люди победнее. В основном, это были небогатые купцы, мещане и солдаты.

Усадьба Надежды Дуровой в Елабуге

Надежда Дурова — участница Отечественной войны 1812 года. Она является прототипом главной героини Шуры в фильме Рязанова «Гусарская баллада».

Родилась Дурова в 1783 году. В 18 лет родители выдали ее замуж. Однако семейная жизнь у супругов не сложилась и Дурова в 1806 году сбежала из дома с есаулом, переодевшись в военную одежду. С тех пор она ее почти не снимала.

Примерно с этой поры началась и военная карьера Дуровой.  Под видом мужчины Надежда Дурова принимала участие в боевых действиях, в том числе и во время Отечественной войны 1812 года. Примерно так выглядела эта легендарная женщина во время войны.

В 1816 году Дурова вышла в отставку, а в 1831 году поселилась в доме на Московской улице в Елабуге. Здесь она прожила до самой своей смерти. Надежда Дурова умерла в 1866 году и похоронена на местном Троицком кладбище.

Личных вещей Дуровой не сохранилось. Слишком много воды утекло с тех пор, да и музей открылся только в 1990-е годы. По собранной коллекции мы можем только судить, в какой обстановке жила эта женщина-легенда, и познакомиться с ее необычной биографией.

Кроме дома в усадьбу входили еще баня в одно окно и хозяйственные постройки.

В одном из хозяйственных помещений, именуемом каретником, стоят старинные зимние сани.

На этом наше знакомство с Елабугой закончилось.

С этой статьей читают: