Дом-музей Марка Шагала находится в стороне от центра Витебска на тихой улочке с уютным названием Покровская. Этот дом в начале 1900-х годов построил отец художника. В нем Марк Шагал провел свои юношеские годы.
Самое известное полотно Шагала висит в Третьяковской галерее. Называется оно «Над городом», а под городом выступает родина художника — Витебск. В картине чудесным образом переплелись высокое и низменное в жизни человека. В небе парит пара влюбленных, а внизу под ними крошечный человечек у забора справляет нужду. Он настолько мал, что сразу его и не заметишь. Все внимание к себе приковывают несоразмерно большие фигуры мужчины и женщины.
Марк Шагал родился в 1887 году в еврейской семье, жившей на окраине Витебска. В то время Витебск был еще российским городом. В дом на Покровской семья Шагала переехала через несколько лет в начале 20 века.
Закончив училище, Шагал уехал из Витебска в Петербург учиться живописи. В 1909 году художник вернулся на родину и здесь познакомился со своей будущей женой Беллой. На картине «Над городом» он изобразил свою любимую жену и себя самого.
Прошло еще какое-то время и в 1911 году Шагал поехал набраться опыта и вдохновения в Париж, как это делали многие русские художники. Прошли еще три года, и он снова возвращается в Витебск и женится на своей возлюбленной Белле. В 1916 году в семье Шагалов появляется ребенок.
После революции 1917 года Марк Шагал сотрудничает с советской властью. Он занимается образовательной деятельностью и организует в Витебске художественное училище. Его захватывает идея приобщить к искусству детей из бедных семей. Однако в училище Шагал работал недолго. Из-за разногласий с Казимиром Малевичем (автором «черного квадрата») Шагал покинул свое детище и переехал в Москву.
В 1922 году художнику предложили участвовать в русской художественной выставке в Берлине и Шагал уехал за границу. Туда же вскоре переехала и его семья. Через год Шагалы обосновались в любимом ими Париже. Там Марку Шагалу сопутствовали успех и всеобщее признание. Однако в 1940 году Францию оккупировали немцы и еврейская семья была вынуждена переселиться в США.
Снова во Францию Марк Шагал вернулся только в 1947 году. К этому времени умерла его жена Белла и художник женился во второй раз. Однако второй брак не сложился. Вторая жена забрала сына и ушла от Шагала. В 1952 году Шагал женился еще раз. Тогда художнику было уже далеко за шестьдесят.
Марк Шагал дожил до глубокой старости. Скончался он во Франции в своем особняке в возрасте 97 лет. Похоронен художник на местном кладбище в Провансе.
Дом Марка Шагала
Дом родителей Марка Шагала — небольшой одноэтажный из красного кирпича. Идея создания в нем музея возникла в 1990-е годы спустя десятилетия, как семья Шагала его покинула. Обстановка дома Шагалов за столько лет, к сожалению, не сохранилась и ее пришлось восстанавливать по картинам и воспоминаниям самого художника.
Судя по интерьеру и обстановке дома Шагалы жили довольно скромно. Хотя с современной точки зрения судить об этом сложно. Возможно по тому времени дом считался вполне себе зажиточным.
Все домашнее хозяйство лежало на плечах матери художника. Здесь на кухне она готовила на всю семью, а в это время кто-то из детей, будучи еще в очень юном возрасте, из-за печки наблюдал за происходящим из своей детской кроватки.
Кроме жилых комнат дом Шагалов вмещал в себя еще и торговую лавку, в которой тоже заправляла мать художника. Отец Шагала работал приказчиком на складе. Кроме торговли и склада родители художника еще сдавали внаем жилье. Рядом с домом Шагалов когда-то стояли деревянные строения. В них-то и были съемные квартиры. В семье было семеро детей и, чтобы их содержать, приходилось много работать.
На полках старинные весы с гирями, деревянные счеты, мешочки с крупами и сахаром и даже кукольный человечек с грустной улыбкой на лице.
Памятник «Витебская мелодия на французской скрипке»
Во дворе дома памятник Марку Шагалу с романтическим названием «Витебская мелодия на французской скрипке». Памятник довольно необычный. Молодой художник опирается на милого жеребенка с цветком василька в зубах и держит в руках скрипку. А скрипка-то совсем непростая, как кажется на первый взгляд. На ее «теле» возвышается миниатюра Витебска, а вместо грифа Эйфелева башня — символ Парижа. Смычок — тоже не смычок, а кисть художника. Очень оригинальное воплощение большой любви Шагала к двум городам Витебску и Парижу.
Вот такой есть в Витебске музей, где бережно хранят память о русском, французском, белорусском и еврейском художнике Марке Шагале.