Челябинский железнодорожный вокзал ведет свою историю с конца 19 века, когда началось строительство Великого Сибирского пути. Сам Челябинск был основан в 1736 году. До строительства железной дороги он был рядовым российским городом, далеким от громких событий.
По замыслу российского правительства Великий Сибирский путь (Транссибирская магисталь) должен был соединить европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком. Одной из ключевых точек, через которые прошла железная дорога, был Челябинск.
Строительство железной дороги дало толчок развитию города. Через него шли поезда с товарами с востока на запад и обратно. Таким образом город превратился в крупный торговый центр. Также в Челябинске сформировался крупный Переселенческий пункт, через который в Сибирь устремились крестьяне-переселенцы. К переезду на новые земли их стимулировало правительство Столыпина. В центральной России земли не хватало, а в Сибири ее было предостаточно.
Старый Челябинский вокзал
Дореволюционное здание железнодорожного вокзала в Челябинске сохранилось, хотя и поменяло свой внешний вид. Его построили в 1892 году и сначала оно было одноэтажным. Второй этаж достроили уже в советское время в 1935 году.
Недалеко от вокзала находился Переселенческий пункт, в котором временно размещались переезжающие крестьяне. Вход на территорию этого пункта украшали ворота. Старые ворота не сохранились, но их копию можно увидеть в центре Челябинска на Кировке.
Со временем старое здание железнодорожного вокзала стало мало для Челябинска и рядом с ним построили новое.
Новый Челябинский вокзал
Новое здание вокзала в Челябинске построили в 1965 году. В советские годы Челябинский вокзал считался одним из лучших в Советском Союзе. Прошло много лет, но и сегодня этот вокзал выглядит довольно современно.
На площади перед старым и новым зданиями вокзала можно увидеть любопытный памятник, посвященный событиям столетней давности.
Памятник чехословацким легионерам
Памятник чехословацким легионерам открылся в Челябинске в 2011 году. Во время революционных событий начала 20 века эти иностранцы окольными путями ехали к себе на родину по железной дороге через Сибирь. Во время остановки в Челябинске в мае 1918 года легионеры подняли мятеж. Это было как раз на вокзале. Чехословаки разоружили красноармейцев и фактически без боя сдали город наступающей Белой армии.
Погибших в этих местах легионеров хоронили на местном кладбище в районе Площади Революции. При советской власти это кладбище было ликвидировано и застроено новостройками. Так что от захоронений чехословаков ничего не осталось.
Памятник легионерам на Привокзальной площади был установлен по просьбе и на средства Чехии. Он символизирует поезд с вагончиками, на которых выгравированы имена погибших легионеров.
Надпись на памятнике гласит: «Здесь покоятся чехословацкие солдаты, храбрые борцы за свободу и самостоятельность своей земли, России и всего славянства. В братской земле отдали жизни за возрождение человечества. Обнажите головы перед могилой героев». Вот такие очень высокие слова и ни слова о трагических событиях 1918 года. Хотя как там говорится: «Кто старое помянет, тому глаз вон»?
Недалеко от памятника тоже на Привокзальной площади еще один монумент, мимо которого уж точно не пройдешь.
Монумент «Сказ об Урале»
Монумент «Сказ об Урале» появился на Привокзальной площади в 1967 году. Правда, история его началась намного раньше в 1957 году. Идея воплощения в камне образа рабочего-богатыря принадлежит скульптору Зайкову. Именно он создал первую скульптуру Сказа только гораздо меньшего размера.
Скульптура Зайкова выставлялась в Москве и попала в художественный каталог, где на нее обратили внимание. Власти Челябинска решили установить в городе такую же скульптуру, но большего размера. Сначала исполин должен был стоять на месте, где сейчас стоит памятник Курчатову, но потом его «пристроили» на Привокзальной площади.
На постаменте памятника надпись: «Урал — опорный край державы, ее добытчик и кузнец».
И напоследок, «Сказ об Урале» в 2023 году попал на новую банкноту в пять тясяч рублей и приобрел всероссийскую известность!