Чебоксары, чуваши, язычники и роковая любовь

Мы путешествуем по основному маршруту Москва — Нижний Новгород — Казань — Самара — Волгоград — Москва. Вместе с тем по пути делаем остановки и в городах поменьше. На этот раз на нашем пути Чебоксары. Сюда мы приехали уже поздно вечером из Нижнего Новгорода.

Чебоксары: история

Надо отметить, Чебоксары — не рядовой город, а столица республики Чувашии. Здесь живет около полумиллиона человек, из которых больше половины по национальности чуваши. По одной из научных гипотез чуваши считаются потомками  волжских булгар. О столице древней  Волжской Булгарии или Болгарии, как ее еще называют, мы поговорим в отдельной статье.

Точную дату основания города как и у многих древних городов указать сложно. Первое же упоминание о Чебоксарах в письменных источниках относится к 1469 году. Хотя археологические раскопки свидетельствуют о существовании города намного раньше уже в 12-13 веках. Предположительно Чебоксары основали переселенцы из булгарского города Сувар, разрушенного во время нашествия татар.

До середины 16 века чувашские земли находились под управлением татарской Казани. Однако в 1552 году Казань была взята войсками Ивана Грозного и чуваши попали под влияние Русского государства. В 1555 году в Чебоксарах традиционно возводится Кремль, который простоял до 1704 года. После очередного пожара Кремль за ненадобностью решили больше не восстанавливать. Так что в современных Чебоксарах от него совсем ничего не осталось.

Кстати, чтобы избежать катастрофических последствий пожаров, с 18 века Чебоксары активно застраиваются каменными сооружениями.

Конечно, с тех пор Чебоксары здорово изменились. Сегодня это современный промышленный центр. Вместе с тем Чебоксары — это один из самых зеленых и экологически чистых российских городов.

Чебоксары: достопримечательности

А теперь наступило время познакомиться с самыми популярными достопримечательностями Чебоксар.

Чувашский национальный музей

Чтобы лучше узнать историю этого края, мы в первую очередь отправились в национальный музей Чувашии. Надо сказать, музей открылся очень давно еще при советской власти в 1921 году. В нем можно познакомиться с историей, культурой и бытом чувашского народа. Здесь экспонируются археологические находки, рунические письмена 12-13 века, национальные костюмы чувашей и многое другое. Отдельный раздел музея посвящается космонавтике. Чуваши хорошо помнят и чтят своего земляка — космонавта Николаева.

Особо привлекают внимание национальные костюмы чувашских женщин 19-20 веков. Кстати, в орнаменте на одежде хорошо прослеживается след рунической письменности чувашей. Рунический алфавит чуваши применяли вплоть до 19 века, затем они перешли на кириллицу.

Если внимательно приглядеться, то в женских украшениях  чувашек можно обнаружить настоящие серебряные монеты.  Такой вот своего рода сберегательный банк. Вообще довольно удобно, все всегда при тебе. К тому же сразу видно, какой в семье достаток. Богач ты или бедняк.

Хотя, конечно, есть и один существенный недостаток. У таких украшений скорее всего не маленький вес. Наверное надо было обладать не женской силой, чтобы все это носить. Кстати, монеты для чувашкой женщины копились родителями с самого ее рождения до 12-14 лет. Они входили в приданое, с ними женщина выходила замуж.

У чувашей до 17 века в большом почете было кузнечное дело. Кузнечный промысел пришел сюда еще из Волжской Булгарии. Однако после восстаний начала 17 века власти запретили этот промысел, так как чуваши в своих кузнях ковали для себя оружие. Когда промысел в 18 веке был снова разрешен, это мастерство чуваши, к сожалению, утратили. Вот такая кузня есть в чебоксарском музее.

Космонавтика

Как выше уже говорилось, часть музея, правда совсем небольшую, занимает выставка, посвященная космонавту Николаеву. Как известно из истории, Андриан Николаев 11 августа 1962 года отправился в космос на корабле Восток-3.

Полету в космос посвящена первая страница популярной в то время газеты Комсомольская правда. Она вышла на следующий день после полета с громким заголовком «Мир рукоплещет стране Советов!» Это на самом деле было событие мирового масштаба.

За стеклянной витриной скафандр Николаева, консервы и тюбики с борщом и кофе.

Конечно, в музее есть масса других замечательных экспонатов, но все невозможно разместить в одной статье. Двигаемся дальше!

Прямо перед музеем располагается вот такая оригинальная «зеленая сцена» с роялем и танцующей парой. 

А еще недалеко от музея установлен памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову.  Эти два любимых всеми героя фильма «Двенадцать стульев» заслужили памятник только тем, что вскользь упомянули город в разговоре. «Киса, — обратился к другу Бендер, — может бросим погоню за бриллиантами и увеличим население Чебоксар?»

Световой мост и Чебоксарский залив

После национального музея мы отправились к Световому мосту и Чебоксарскому заливу. Залив создавался в устье реки Чебоксарки  в 1970-е годы. Позже через него построили переправу, которая стала местной знаменитостью. Световой мост, протянутый через залив, украшен большим количеством электрических лампочек. Считается, что их число превосходит количество лампочек Дворцового моста аж в самом Санкт-Петербурге.

Конечно, все это великолепие можно увидеть только в темное время суток. В дневное время Световой мост не так красив, увы.

Вокруг Чебоксарского залива сформировалась благоустроенная зона отдыха для жителей Чебоксар. Здесь прекрасно себя чувствуют не только люди, но и водоплавающие: лебеди и утки.

Мать-покровительница чувашского народа

Световой мост выводит нас прямо к монументу Матери-покровительницы чувашей. Она стоит, раскинув руки, и как бы обнимает город словно свое любимое дитя. Монумент установлен в 2003 году и по высоте превышает все остальные памятники Чебоксар.

Историческая и Театральная набережные

Световой мост выводит нас на Историческую набережную. Левая ее часть тянется к Московскому мосту, а правая упирается прямо в Екатерининский сквер. Совсем недалеко от Московского моста находится красивая белоснежная лестница со смотровой площадкой наверху. Правда здесь уже набережная залива называется Театральной. Историческая и Театральная набережные у Московского моста плавно перетекают друг в друга.

Со смотровой площадки  открываются замечательные виды на залив, противоположный берег и здание администрации Президента Чувашии.

Здание Президента начали строить еще в 1980-е годы. Однако в 1990-е годы в связи с новыми веяниями стройку заморозили и вернулись к ней только в 2000-е годы. Только в 2004 году здание наконец было введено в эксплуатацию.

Однако вернемся назад к Матери-покровительнице, а дальше по Исторической набережной пойдем к скверу Екатерины II.

Сквер Екатерины II

Памятник императрице, а вместе с ним и небольшой скверик появились в Чебоксарах в 2016 году. Бюст императрицы установили здесь не случайно. Дело в том, что Екатерина побывала в городе и тепло отзывалась о нем. «Во всем лучше Нижнего Новгорода», — писала она в 1767 году по поводу Чебоксар.

Свято-Троицкий монастырь

Недалеко от Екатерининского сквера находится Свято-Троицкий монастырь. Эта древняя обитель строилась в 1566 году по приказу Ивана Грозного с целью приобщить местные языческие народы к православию.

После революции монастырь постигла общая судьба российских храмов: закрытие. В советское время здания монастыря переходили из рук в руки разных организаций. Например, одно время здесь были пионерский и комсомольский клубы. В 1990-е годы обитель вернулась в лоно церкви.

Церковь Михаила Архангела

Также недалеко от Екатерининского сквера находится место, на котором в старые времена и начинали застраиваться Чебоксары. Это так называемый Западный косогор. На нем возвышается церковь Михаила Архангела. Она появилась в начале 18 века и первоначально стояла около восточной стены ныне не существующего Чебоксарского кремля, о котором говорилось выше.

Соляная контора

Следующей достопримечательностью на нашем пути стала Соляная контора. К сожалению, старое здание конторы 1746 года не сохранилось. Его снесли, когда строили Чебоксарское водохранилище. Сохранились только небольшие фрагменты стен, которые и были встроены в новое здание. Новую Соляную контору возвели в 2005 году.

Надо отметить, что соль в 18 веке считалась ценнейшим продуктом, а монополистом по ее продаже являлось государство. Так что Соляные конторы в то время играли важную роль в жизни города.

Дом купца Кадомцева

Не дожил до наших дней и дом купца Кадомцева. Здание появилось на плане города в 1765-1768 годы, а теперь покоится на дне Чебоксарского залива. Новое здание возвели по фотографиям в 1990-е годы уже на частные средства. Сегодня здесь размещаются отель и ресторан.

Владимирская церковь

Напротив дома Кадомцева возвышается симпатичная деревянная церковь. Храм современный и датируется началом 21 века.

Введенский собор

А вот уже за Владимирской церковью находится более древнее сооружение Введенский собор. Нынешний храм возведен в середине 17 века на месте старого сгоревшего. Старый деревянный собор был построен еще в середине 16 века по приказу Ивана Грозного.

Несмотря на то, что за время своего существования Введенский собор неоднократно ремонтировался, в основном, он сохранил свой первоначальный облик. Также, к счастью, сохранились и фрески храма, и иконостас.

На территории обители выставлены вот такие два колокола. К сожалению, они повреждены, поэтому и не висят на колокольне. На малом колоколе значится, что он отлит в Казани на заводе купца Рукавишникова. У большого более интересная история. Он родом из Калининграда, бывшего Кенигсберга. Отлит в 1744 году для Вильнюсского храма. В 1944 году приехал в Чебоксары в виде военного трофея.

Дом купца Ефремова

Следующая достопримечательность, с которой стоит познакомиться, — это дом купца Ефремова. Строил этот дом сын богатейшего по тем временам купца Ефремова Федор, воплощая в жизнь мечты своей любимой супруги. Свою будущую супругу Федор привез с юга России и так в нее влюбился, что даже женился на ней против воли отца.

В 1911 году молодая семья въехала в новый дом. Однако счастье длилось недолго. Супруга вскоре уехала из Чебоксар. По поводу ее отъезда в городе ходили разные слухи. Одни говорили, что она аферистка и прихватила с собой драгоценности супруга. Другие решили, что она уехала по настоянию родственников мужа, которые сами снабдили ее деньгами и всем необходимым, лишь бы от нее избавиться.

После революции Ефремовы покинули Чебоксары, а их дома и вся собственность были национализированы. В особняке Федора Ефремова сначала разместились органы советской власти, потом библиотека и наконец в 1976 году здание передали музею.

Сквер Иванова

Рядом с домом Ефремова раскинулся уютный сквер, территорию которого до революции занимал Никольский монастырь. В конце 17 века в этой обители находилась в заточении сосланная Годуновым бабушка будущего царя Михаила Романова. В советское время монастырь разрушили, а его территорию застроили домами, а вместе с этим оборудовали  еще и зеленый сквер для отдыха. Позже здесь установили памятник национальному поэту Чувашии Иванову и сквер тоже назвали его именем.

В  2015 году в сквере появился еще один памятник священнику Гурию. Именно он в 1555 году благословил место строительства Чебоксарской крепости. Гурий по праву считается духовным основателем этого города.

После знакомства с исторической частью города мы направились в парк «Победа», потом в сквер Чапаева. Последним в нашем маршруте по Чебоксарам стал этнокультурный парк Сувар. Про уроженца Чебоксар и парк Сувар мы поговорим в отдельных статьях, а сейчас обратимся  к парку «Победа».

Парк «Победа»

Парк «Победа» открылся на высоком берегу Волги еще в советское время в 1980 году. Центральное место в парке занимает монумент Воинской Славы с Вечным огнем, посвященный погибшим в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.

Здесь же в парке выставлена боевая техника военных лет.

А еще парк «Победа» предоставляет уникальную возможность посмотреть на город сверху. Надо отметить, отсюда открывается просто фантастический вид на город! И это без всякого преувеличения!

Вот и подошла к завершению наша экскурсия. Теперь наш путь лежит в музей Чапаева и парк «Сувар», а затем мы отправляемся в республику Марий-Эл, а точнее в ее столицу Йошкар-Олу. Там нам предстоит познакомиться с культурой другого народа — марийского.

С этой статьей читают: