Брянская Хацунь — деревня, стертая с лица земли

Мемориал «Хацунь» недалеко от Брянска — первый в России памятник деревням, уничтоженным фашистами в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. Деревня «Хацунь» — собирательный образ. Таких как эта многострадальная деревня на оккупированных территориях было не мало.

В 1941 году, когда советские войска отступали, в Хацунь пришла группа красноармейцев. Бойцы остановились в деревне, а к вечеру в Хацунь прибыли немцы. У немцев были наши пленные, и красноармейцы решили их освободить. В результате боя два фашиста погибли, а третий раненый бежал к своим.

На следующее утро в деревню прибыл карательный отряд. За жизнь солдат должны были ответить мирные жители. Причем жизнь каждого немецкого солдата оценивался в сто наших российских душ. Всего было убито 318 человек, включая малолетних детей. Некоторых из жителей казнили показательно с особой жестокостью. Все это случилось 25 октября 1941 года. Только единицам хацунцам удалось чудом спастись.

Долго стояла «мертвая» Хацунь, пока жители окрестных деревень наконец-то решились туда войти. Они похоронили всех погибших и еще год Хацунь пустовала. Конечно, после произошедшего никто не хотел здесь жить. Через год немцы пришли снова и завершили начатое: сожгли деревню. Скорее всего, они боялись, что в домах могут укрываться партизаны.

Мемориал «Хацунь»

Сегодняшний мемориал открылся в семидесятую годовщину  хацунской трагедии в 2011 году. Хотя памятник трагедии Хацуни существовал здесь и до этого.

На  территории нового мемориала находится братская могила мирных жителей и солдат-освободителей.

Кстати, на памятной плите написано, что из 318 погибших имена и фамилии  установлены только 83 человек. Дело в том, что кроме самих хацунцев в деревне было много беженцев из Брянска и близлежащих окрестностей. Установить, кто были эти люди, оказалось почти невозможно.

В мемориал также входят стелы районов Брянской области. На каждой стеле приводятся данные: сколько мирных жителей района убито или угнано в рабство, а также сколько деревень сожжено. Читаешь и кровь стынет в жилах. А в рабство — это как? На дворе был вообще-то 20 век, а дело происходило в Европе.

По красному фасаду здания музея летит журавлиный клин. Как в песне поется, словно погибшие «превратились в белых журавлей».

Здесь же возвышается белая часовенка Иконы Казанской Божьей Матери.

Никого не оставит равнодушным трогательный памятник мемориала. Старик закрывает собой от немецких штыков мать с перепуганным, плачущим ребенком. Но все напрасно… Никому не спастись…

Всего на Брянщине фашисты уничтожили около 1000 деревень и сел. Такая вот ужасающая цифра.

С этой статьей читают: